В Институте кино и телевидения выступил с мастер-классом режиссер Владимир Битоков. Он назвал сходства и различия в работе над авторским кино и современным сериалом, высказал свое отношение к вдохновению и ответил на вопросы студентов.
Владимир Битоков – ученик Александра Сокурова, автор фильмов «Глубокие реки» и «Мама, я дома». Одна из последних работ режиссера – сериал «Хэдшот». Именно об этом опыте он рассказал, начиная выступление.
«Работа режиссера авторского кино над современным сериалом ничем не отличается от создания авторского кино, если вы ответственный человек. Разница в бюджетах и способах организации труда. Если в случае с фильмом добрые продюсеры позволяют вам снимать по 3 минуты в день, то сериал такие же добрые продюсеры просят снимать по 7 минут. А если с вами продюсеры, которых нельзя назвать “добрыми”, то они требуют снимать уже по 12 минут», – сказал режиссер.
Владимир Битоков призвал будущих кинематографистов к ответственности, отметив, что именно это качество позволяет ему преодолевать различные сложности и работать над сериалами точно так же, как над авторским кино. Например, договариваться с неуступчивыми продюсерами, вкладывать новые смыслы в жанровые истории и находить способы снять 40 сцен за одну смену.
«Есть такая внутренняя установка, которая очень важна в первую очередь для режиссеров: “Что бы вы ни делали – это с вами до конца жизни”. Если вам повезет, и вы сделаете что-то хорошее – оно переживет вас», – убежден режиссер.
Переходя к вопросам из зала, Владимир Битоков отметил, что не очень любит определение «мастер-класс». По его мнению, оно звучит так, словно он обязательно должен чему-то научить его участников.
«Я не могу этого сделать, потому что сам еще учусь. Я начинающий режиссер и у меня миллиард ошибок. Но я могу поделиться с вами своими ошибками, чтобы вы их не повторяли, а делали собственные. Единственное, что нас учит – это ошибки», – сказал кинематографист.
Один из вопросов к Владимиру Битокову, касался его отношения к вдохновению, а также методов, которые он использует, чтобы вызвать его. Отвечая, режиссер заявил, что выступает категорически против идеи вдохновения в кино:
«Режиссура – это не про творчество. Режиссура – это ремесло. Когда врач приходит на работу, его не спрашивают, какое у него настроение, есть ли у него вдохновение делать операцию, или он сегодня хочет многозначительно смотреть в окно. Это профессия. Ты просто просыпаешься утром и начинаешь работать. Все творчество режиссера происходит за письменным столом, когда он один сидит долгими мучительными вечерами над сценарием. На площадке режиссер – это просто администратор, который должен заставить всю группу правильно работать за те деньги, которые дали продюсеры. От режиссера зависит много людей. Съемочный процесс слишком сложный и дорогостоящий».