В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс звукорежиссера Ростислава Алимова. Он не только рассказал о собственном профессиональном опыте, но и вовлек в беседу о работе со звуком режиссеров и продюсеров, присутствующих в зале.
«Обычно все начинается так. Раздается телефонный звонок. И мне говорят: вот у нас есть такая-то картина, хочешь поучаствовать? Я отвечаю, давайте сценарий. Открываю его и начинаю читать. На этом этапе мне важно понять, мой ли это проект. Есть проекты, которые я не смогу сделать по тем или иным причинам. Мое внутреннее состояние может вступать с ними в противоречие. Были две картины, от которых я отказался, потому что я не смог бы сделать в них ничего полезного. Это важно, потому что, если ты ничего не может добавить фильму – ты подставляешь огромное количество людей. Мало просто дать звук. Надо находиться в связке с теми людьми, которые эту картину делают. Потому что звукорежиссер – это человек, который многое дает финальному состоянию фильма. При этом звук в кино сегодня сильно недооценен», – считает Ростислав Алимов.
Чтобы понять состав своей аудитории, он попросил зрителей поочередно поднять руки. Сначала продюсеров, потом режиссеров и звукорежиссеров. Ростислав Алимов остался удовлетворен тем, сколько в зале находится представителей этих профессий и обратился к звукорежиссерам: «Я сегодня не с вами. У нас должен быть другой разговор, чтобы остальные не слышали. Сейчас я буду разговаривать в большей степени с продюсерами и режиссерами».
Ростислав Алимов сдержал слово и сразу же обратился к продюсерам. Он описал им стандартную ситуацию – есть сценарий и его надо «обсчитать». Дело доходит до звука. Здесь эксперт задал студентам вопрос: чем они будут руководствоваться, выбирая людей, которые будут работать со звуком на площадке. Выслушав ответы, Ростислав Алимов продолжил:
«Сейчас есть очень большая проблема – вы экономите бюджеты. В том числе на звуке. Я слушаю материал, записанный на площадке. В последнее время он становится все хуже и хуже. Сейчас очень много фильмов, которые приходят только на постпродакшн. Есть компании, которые хотят, чтобы на проекте у них работал определенный звукорежиссер, который будет делать финальный постпродакшн. С этими компании работать проще. Они сразу обращаются к звукорежиссеру, он берет сценарий и советует продюсеру кого лучше взять для работы на площадке. Это очень важно, потому что нельзя брать людей, которые не отвечают за результат».
Эксперт призвал продюсеров и режиссеров к внимательности. По его словам, когда звукорежиссер пишет чистовой звук на площадке – это его финальная работа, как и у кинооператора. И пишется этот звук в тех условиях, в которые был поставлен звукорежиссер. При этом сами продюсеры и режиссеры могут положительно повлиять на результат этой работы.
«Когда-то хорошие компании приглашали с собой звукорежиссеров на отбор натуры. Хорошие компании до сих пор это делают. В самом начале после того, как пригласили звукорежиссера, они вместе с художником-постановщиком и режиссером садились в машину и ехали по объектам. Пока остальные их отсматривали, звукорежиссер их отслушивал и говорил, может ли он там работать. Иногда звукорежиссер в сравнительно сложных условиях может сказать, что все-таки запишет здесь чистовой звук. А иногда, когда кажется, что все хорошо, он скажет, что это невозможно. Он знает свою работу, специфику и физику звука и еще много того, чего не знаете вы», – отметил Ростислав Алимов.