В рамках фестиваля «ПитерКиТ» в Институте кино и телевидения состоялась творческая встреча с народным артистом Российской Федерации, лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства, актером театра и кино, сценаристом, продюсером и членом попечительского совета СПбГИКиТ Алексеем Гуськовым. Артист поделился со слушателями своим видением актерской профессии.
«Коллеги, в искусстве было все. Все написано, все сыграно, все рассказано – удивлять невозможно. Если вы решили им заниматься, надо сразу себе признаться, что это мучение, этот кошмар на всю оставшуюся жизнь. И только тогда в нем появитесь вы. Удивлять в искусстве можно только собой. Своим решением, своей версией, своим пониманием, своим представлением относительно того времени, в котором мы живем. Потому что для меня ничего не будет завтра, я ненавижу все то, что было вчера – оно уже ушло. Существует только сейчас. Мы проведем эти полтора часа вместе и надеюсь, я что-то оставлю в вас и что-то заберу от вас», – сказал Алексей Гуськов в начале встречи.
Актер представил зрителям свою версию прочтения бессмертного произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». После декламации избранных фрагментов он давал собственные комментарии тексту и характерам главных героев. Завершая чтение романа в стихах, Алексей Гуськов отметил:
«Я поделился с вами тем, что меня питает. Классика остается классикой. Основы и азы надо знать. Хотя бы для того, чтобы понимать, что разрушать или против чего протестовать. Но база, основа должна быть абсолютно точно. Тем более сейчас, когда собственное художественное существование становится более сложным в силу коммерциализации всего и вся. В первую очередь надо научиться ремеслу. Уметь то, что тебе заказано. Без всякой рефлексии выполнять работу так, чтобы никто не мог сделать ее лучше. И потом возвращаться к своим версиям и тому, чем хочется поделиться. Но для того, чтобы кормиться и существовать надо быть ремесленником. Я в этом глубоко убежден».
Отвечая на вопросы зрителей о собственной системе работы над ролями в кино, Алексей Гуськов признался, что в большей степени считает себя театральным актером. По его мнению, в кино у артиста гораздо больше возможностей для обмана зрителя.
«Театральная история честнее. Она предполагает разбор пьесы и текста. Слова рассматриваются во вторую очередь, а в первую – кто их говорит, что за человек, какой у него характер, в какой ситуации он находится. В кино можно многозначительно считать до 20, и зритель будет думать: “Ну, надо же, как он глубоко переживает! Гениальный артист!” В кино есть обманка, но она все равно в итоге будет видна. Я точно распознаю, где у артиста есть метафизика роли – то, что мы разбираем в театре. Шукшин говорил актерам так: «Как пьет, как ест, как поет». Обратите внимание, во всех фильмах у него есть человек, который выпивает – и это всегда характер. Посмотрите, как пьют люди вокруг вас – все делают это по-разному», – сказал актер.