В Институте кино и телевидения прошел мастер-класс председателя попечительского совета СПбГИКиТ, режиссера, продюсера и актера Федора Бондарчука. Он рассказал студентам об изменениях, которые происходят в современно кинопрокате, и качествах, необходимых режиссеру на съемочной площадке.
За годы работы в кино Федор Бондарчук успешно реализовал себя во многих профессиях, однако наибольшее удовольствие, по его признанию, он получает от выполнения режиссерских задач. Особое значение он придает опыту создания картины «9 рота», ставшей самым кассовым фильмом 2005 года.
«Помню потрясающие ощущения от работы над этим фильмом. В команде были люди, объединенные общей целью. Причем для многих это был дебют. В том числе для меня. Но мне тогда было 38 лет, и я подошел к этому дебюту уже как профессионал. В современных условиях многие режиссеры одновременно становятся и продюсерами. У меня так и получилось, начиная с самой первой картины», – сказал Федор Бондарчук.
Обратившись к студентам Института, эксперт рассказал, что сегодня молодых кинематографистов, в том числе из Петербурга, ждут повсеместно. Для того, чтобы стать успешным надо «не спать» и «воспользоваться существующими возможностями». Среди них – участие в фестивалях с короткометражными работами.
«Появилось множество платформ и площадок, где можно посмотреть сериалы. И, конечно, все гонятся за молодыми авторами, ищут тот оригинальный, свежий, и адекватный по цене проект. Например, на “Кинотавре” стоят очереди из продюсеров, которые надеются встретить талантливых студентов и договориться с ними», – отметил Федор Бондарчук.
Однако с полнометражными фильмами, по его мнению, ситуация более сложная. Это связано с трансформацией, которую переживает сегодня кинопрокат, и возрастающим значением онлайн-сервисов. «Я настаиваю, что не все фильмы надо показывать в кинотеатрах», – заявил Федор Бондарчук.
В подкрепление своего тезиса, он поделился прокатной историей картины «Спутник» режиссера-дебютанта Егора Абраменко, вышедшей в 2020 году. Из-за пандемии коронавируса премьера фильма была перенесена в онлайн – и это был первый подобный опыт Федора Бондарчука.
«Фильм, который должен был идти в кинотеатрах, был показан только на онлайн-платформах. С финансовой стороны мы выиграли, а вот с точки зрения охвата аудитории, конечно, все-таки проиграли. Кинотеатральный показ остается на другом уровне восприятия зрителя. Я не говорю о том, что “Спутник” изначально создавался под экран, и при его производстве использовались новые технологические приемы, камеры и свет. Вы не должны забывать, что трансформация проката продолжится. Поэтому не держитесь полным метром исключительно за экран», – посоветовал кинематографист.
Говоря о том, какими главными качествами должен обладать режиссер, Федор Бондарчук уделил особое внимание ответственности, необходимой абсолютно на всех этапах создания фильма. Также он вспомнил слова своего мастера – режиссера Юрия Николаевича Озерова.
«У Юрия Николаевича была концепция, что надо научиться держать удар. Я не понимал тогда, что это такое. Почему режиссеру должны прилетать эти удары и откуда они. Но удары бывают разные. Например, сценарии могут “расклеиваться” на съемочной площадке, актеры могут покинуть проект пред самым началом работы… Со всем этим надо уметь справляться. Наша профессия предполагает, что мы должны быть сильными людьми», – поделился режиссер.
Не обошлось и без вопросов об отце Федора Бондарчука – Сергее Федоровиче Бондарчуке, лауреате государственных премий, режиссере признанных шедевров мирового кинематографа: «Они сражались за Родину», «Ватерлоо», «Война и мир» и многих других.
«Он жил в “государстве в государстве” и мог обсуждать, например, создание военной организации для съемок фильмов. Так был создан 11-й отдельный кавалерийский полк, в котором я прослужил один год. Можете себе представить – 400 сабель, три эскадрона, тысяча человек, но подчиняются они не Министерству обороны, а Госкино СССР. Все исторические фильмы мы там скакали. Это была трудная работа. Сергей Федорович Бондарчук перенес клиническую смерть во время съемок “Войны и мира” от переутомления. Он был уверен, что хотя бы на секунду, на мгновение экранного времени кинопроизведение способно изменить человеческую душу к лучшему. Он в это верил и снимал такое кино», – сказал Федор Бондарчук.