Александр Зверев, выпускник кафедры «Компьютерные технологии» ИТМО 2003 года, а сейчас ― руководитель отдела развития бизнеса и медийных продаж в Яндекс.Вертикалях, вошел в «Топ-1000 российских менеджеров» в номинации «Онлайн-платформы». Список ежегодно составляют Ассоциация менеджеров и издательский дом «Коммерсантъ» на основе экспертного голосования. Мы поговорили с Александром и узнали, как он начинал свою карьеру, чем отличается работа в Яндексе от работы в других компаниях и чего не хватает современным выпускникам.
― Прежде всего, поздравляю вас с включением в рейтинг. Хотя на своей странице в Facebook вы написали, что в этом «немного вашей заслуги». Почему вы так считаете?
― Во-первых, как бы организаторы ни старались делать конкурсы объективными, в них все равно остается что-то субъективное. В этом конкурсе придумали классную вещь: на сайте топ-менеджерам нужно было голосовать друг за друга, и таким образом мы получали обратную связь от коллег. В некотором смысле это означает, что выигрывает тот, кто более известен, потому что информационно открытым компаниям проще получить положительный отзыв. Так что в этом только часть моей заслуги. Большой объем работы сделала PR-служба: она подбирает мероприятия с наибольшим охватом, на которых я выступаю.
Во-вторых, достижения зарабатываются огромной командой умных и классных людей. Например, сейчас в Яндекс.Вертикалях работают более 600 человек, поэтому это заслуга всей команды. Я считаю, что задача хорошего руководителя — вдохновлять других, поэтому и написал в Facebook, что моей заслуги здесь немного.
― А как вы вдохновляете сотрудников?
― Людям очень важно ощущать, что от них что-то зависит. Если человек чувствует, что он на своем месте, что в компании его замечают и ему помогают, то он гораздо более продуктивен. Более мотивированный человек работает более эффективно. Поэтому каждому рекомендую искать место, где он будет счастлив и где от него много что зависит. У нас решает такие вопросы подразделение HR-партнеров, задача которых ― помогать сотрудникам, чтобы каждый из них работал на своем месте и у каждого был прозрачный и понятный карьерный рост внутри компании. Это базовая составляющая. При этом сотрудник обязательно должен понимать, зачем он ходит на работу, иначе с ним придется расстаться и искать тех, кто хочет развиваться.
― Вы окончили ИТМО в 2003 году. Как вы считаете, чем в жизни вам помог университет?
― Я очень благодарен кафедре и университету. Более того, мне кажется, я не так давно это осознал. Переход от состояния «Это я самый умный и талантливый» к состоянию «Мне повезло, что я оказался в этой атмосфере, и поэтому все вышло очень неплохо» произошел относительно недавно. В ИТМО в одном месте собрали хороших и умных ребят, которые поддерживали друг друга. Мне кажется, я отставал по всем параметрам и мне было сложно, потому что я не оканчивал математическую школу, а большинство моих одногруппников были из Президентского физико-математического лицея № 239. Но в университете нам дали огромное количество знаний и научили много думать, поэтому с этой основой мне было проще освоить hard skills.
― Как начиналась ваша карьера? Был ли первый опыт работы «комом» или вам помогли советы преподавателей?
― О программировании я мечтал с пятого класса, а первую программу написал в 11 лет. С того момента я загорелся этим направлением. Мне кажется, первые деньги я заработал в девятом классе: написал софт на конкурс, и мне дали 10 долларов. Потом, как и все студенты в 2000-х годах, я начал программировать и работать с середины третьего курса: по ночам писал софт на заказ. Помню, что, даже работая на полставки, я получал 200 долларов, на тот момент это были огромные деньги, у большинства студентов родители получали меньше. В офисе по четыре часа начал работать с середины третьего курса. Там же у меня впервые появилось осознание, что некоторые задачи физически нельзя решить за один день и что не нужно сидеть ночами, можно и нужно делать перерывы ― до этого всегда и все программировал за один присест.
― Какими проектами вы гордитесь?
― После карьеры в ИТМО я основал компанию e-Legion, которая до сих пор является одним из лидеров в России в сфере мобильной разработки. Некоторое время назад я ее продал, но мне кажется, что это одна из важнейших вех в моей жизни.
Мне кажется, сейчас моя самая главная заслуга в том, что я смог собрать очень крутую команду у нас в Яндекс.Вертикалях. Это лучшая команда, с которой мне приходилось работать.
― Вы начали работать в Яндексе в 2012 году и занимались разработкой магазина мобильных приложений Яндекс.Store. В 2017 году вы покинули компанию, но снова вернулись туда в 2019 году. Как изменился Яндекс за время вашего отсутствия?
― Одновременно Яндекс и изменился, и остался прежним. С одной точки зрения, базовые принципы компании не изменились. С другой ― во-первых, компания очень быстро выросла. Когда я начал работать, у нас было около 5500 человек, а сейчас уже более 12 тысяч сотрудников, и это не предел. Во-вторых, Яндекс.Вертикали не только увеличили штат, но и начали заниматься новыми направлениями, при этом сохранив дух стартапа. Наконец, в Яндексе сместился фокус внимания. Если раньше работа в компании строилась вокруг поисковой системы и ее дистрибуции, то сейчас появилось много других бизнес-моделей, которые дополняют друг друга, но в то же время на каких-то рынках не связаны между собой, например, Яндекс.Такси.
― На каком проекте вы сфокусированы сейчас?
― Сам для себя я сформулировал задачу так — увеличить капитализацию компании. Другими словами, я делаю так, чтобы компания стала дороже, например с помощью создания новых бизнес-моделей и идей. Часть из них неудачные, но это абсолютно нормально. Оставшиеся идеи выживают и приносят прибыль Яндексу.
― Что отличает работу в Яндексе, в частности, в Яндекс.Вертикалях, от работы в других компаниях?
― Один из принципов Яндекса состоит в том, что ты можешь пообщаться с любым человеком. Людей, с которыми ты плотно и активно работаешь в рамках даже небольшого проекта, очень много. Офис Яндекса похож на коворкинг ИТМО, но только у нас такие пространства на всех этажах, и можно с кем угодно поговорить о чем угодно. С руководителем можно спорить, и так рождается истина. Поэтому запустить продукт в Яндексе сложно во многом потому, что твои коллеги задают неудобные вопросы о проекте и подвергают его сомнению. Зато, если ты прошел эти испытания и запустил продукт, он получается правда крутым.
В Яндексе среднее количество умных людей на квадратный метр огромное. Я нигде не встречал столько умных людей в одном месте, и это приводит в безумный восторг. В основном все еще и умнее меня. Помимо этого, людям не все равно. Это редкое сочетание черт, потому что обычно умный человек — ленивый. Он думает: «А зачем мне этим заниматься? Я и так умный», поэтому такого человека сложнее мотивировать. А когда все вокруг умные и заинтересованные, это вдохновляет и заставляет тянуться вверх.
― Что вам нужно сделать за день, чтобы считать, что он прошел успешно?
― Вариантов ответа на этот вопрос много. Например, можно много чего сделать, но день все равно не станет успешней от этого, хотя вроде бы все делал правильно. Нужно, чтобы деятельность человека была связной и не зависела от других людей, а в бизнесе часто бывает, что клиент уходит, но не потому, что его не устраивает чья-то работа, а, например, потому, что у него сократился бюджет.
Успешность можно измерить с помощью предсказания: у меня есть некоторое внутреннее ощущение, удастся ли этот проект или нет. Я заметил, что у успешных бизнесменов есть такая черта характера, как наивность. По-другому ее можно назвать позитивным мышлением. Предприниматели верят в свой проект и продолжают им заниматься, даже если остальные сомневаются в нем. Я всегда стараюсь смотреть на жизнь позитивно, потому что критиковать может любой, а позитивное мышление помогает мне оценивать недельную активность. Например, если у меня есть ощущение, что то, что я сделал, принесет пользу, значит неделя прошла хорошо.
― Что самое важное для вас в работе?
― Чтобы был драйв. Я точно такой же, как и другие сотрудники Яндекс.Вертикалей: мне очень важно, чтобы от меня что-то зависело на работе, я видел, как моя работа меняет компанию, и получал обратную связь. Могу уверенно сказать, что это у меня получается. Меня слушают люди, и я чувствую, как влияю на них.
― Работая в топовой российской компании на разных позициях в разных департаментах, вы, наверно, наблюдали ситуацию, когда выпускники вузов пытались устроиться в Яндекс, но это получалось не всегда удачно. Как вы считаете, чего не хватает современным выпускникам?
― Хочется, чтобы человек, которого я беру на работу, обладал несколькими важными чертами. Во-первых, он должен быть работоспособным и приносить пользу компании. Под «пользой» я имею в виду, что ресурс, который тратит руководитель на работника, должен быть меньше того, сколько он получает в ответ. Таким образом, работник должен брать на себя некоторую ответственность, чтобы ему можно было что-то делегировать.
Во-вторых, нужны hard skills. Мне кажется, с этим плохо у всех студентов. Академическое образование никак не успевает за быстро развивающейся индустрией. Например, мои знания программирования уже давно неактуальны, потому что я не занимаюсь коммерческим написанием кода уже приличное время, и люди, которые младше меня на 15 лет, с иронией слушают мои идеи по разработке продукта — это неизбежно.
Когда речь идет о скорости развития индустрии, отставания университетов нельзя избежать, но в этом нет ничего страшного. Если студент чего-то не знает, это не так страшно. Главное, чтобы у него был развит интеллект, поэтому важно заниматься тем, что прокачивает мозг. В этом плане, мне кажется, самая важная функция университета — научить студентов думать и учиться. Также существуют дополнительные способы, как развивать мозг: можно освоить скорочтение или учить стихи. Например, я играю разные размеры разными руками на фортепиано. Казалось бы, какая связь между полиритмией и программированием? Это очень помогает переключать мозг и одновременно тренировать его. В нашем мире выигрывает тот, у кого больше ресурсов, а интеллект — это важнейший ресурс.
Третья не менее важная черта — самомотивация. Побеждают не лентяи. С ленью жить сложно, но можно. Мой пример: я тоже лентяй, долго с этим живу и борюсь, но использую лень как преимущество, потому что она помогает мне вдохновлять других людей что-то делать.
Журналист