Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Zoom up! Или data-science upgrade для поколения зумеров

Сотрудница ИТМО Ксения Балабаева стала ментором для одаренных старшеклассников, участвующих в проекте «Газпром нефти» «Умножая таланты». Ксения помогала школьникам решать IT-задачи, основанные на реальных потребностях современных нефтегазовых компаний. Подробнее о конкурсе и участии в нем Ксении — в материале ITMO.NEWS. 

Этой весной прошел финал очередного конкурса для старшеклассников «Умножая таланты». Конкурс отличается от классических олимпиад тем, что школьники решают не абстрактные задачи, а работают над кейсами, в основу которых легли реальные запросы энергетических компаний.    

Конкурс проводился в несколько этапов. Сначала участники познакомились с тем, какие технологии используют нефтегазовые компании, как эти IT-продукты помогают снижать издержки и повышать безопасность добычи полезных ископаемых, их транспортировки, переработки и продажи. Затем команды школьников провели небольшие исследования по предложенному им практическому кейсу. 

После презентации исследований на региональном туре соревнований лучшие из лучших собрались в Сочи — финал конкурса состоялся в Парке науки и искусства «Сириус». Школьникам предстояло попробовать себя в роли настоящего data-science ученого.  

И в этом им помогли менторы, одним из которых стала инженер-исследователь  Университета ИТМО Ксения Балабаева. По ее мнению, участвовать в таких проектах важно не только для школьников, но и для ее коллег: помогая старшеклассникам, они сами продолжают учиться, получают новый опыт и возможность посмотреть на решение привычных им задач с новой точки зрения. 

«Изначально мне было интересно (хоть и страшно) попробовать себя в роли ментора-преподавателя. Много раз я сама выступала в качестве участника различных конкурсов, и мне хотелось посмотреть на этот процесс с другой стороны. В этом году я уже знала, на что шла, какие крутые дети встречаются на таких проектах. Сам у них учишься и заряжаешься энергией. Это очень бодрит и вдохновляет. Все ребята, дошедшие до финального этапа, восхищают своими умом и сообразительностью. Их не ставили в тупик даже действительно сложные задачи, они все равно старались найти решение, пусть и нестандартное. А мне было крайне интересно наблюдать, как поведут себя школьники, столкнувшись с исследовательскими задачами и научной областью. Это был действительно положительный опыт», — рассказала она.

Обычно в Сочи  команды проводят две недели. В этом году из-за пандемии финальная часть турнира прошла в смешанном формате. Большая часть программы прошла онлайн, а в «Сириусе» команды провели лишь заключительные четыре дня. В команде  Ксении были девять школьников Ноябрьска и  Горноправдинска. Их  задача состояла в создании чат-бота, который мог бы оценивать эмоциональную окраску сообщений. 

«В конкурсе “Умножая таланты” принимаю участие третий год, и только с третьего захода мне удалось пробиться в финал турнира, — рассказал участник команды, школьник Александр Пониваров, —  Проект, в котором мы участвовали под руководством Ксении Балабаевой, был посвящен разработке чат-бота, позволяющего анализировать эмоции на основе сообщений. Больше всего, конечно, запомнился сам процесс работы в команде. В рамках решения кейсов и задач мы познакомились с основами машинного обучения. Создать за неделю бот, который сможет впечатлить экспертную комиссию, — достаточно интересная и непростая задача. Основное направление, в котором я вижу себя в будущем, — это информационная безопасность. Безусловно, я буду и дальше развиваться в данной области».

В результате команда смогла сделать чат-бот, который может успешно анализировать эмоциональную окраску текста по ключевым словам и их сочетаниям. На основе этой технологии была разработана система анализа мнений людей в социальных сетях. Ребята проанализировали отзывы бывших сотрудников, отзывы клиентов об АЗС «Газпром нефти», а также посты инвесторов. Эта разработка позволила команде занять второе место. 

«После турнира осталось много хороших впечатлений не только от самого процесса разработки, но и от взаимодействия с другими членами команды,  Очень круто, что, несмотря на непростую ситуацию в мире, мы смогли собраться онлайн, порешать что-то, обучиться, узнать много нового и даже вживую пообщаться со сверстниками, — рассказала другая участница команды, школьница Аксенья Клейдман.  Хочется также отметить отличную работу наставников, которые всегда поддерживали нас и смогли за такой короткий срок дать очень много полезной информации. Мы с командой участвовали в проекте в прошлом году, и в этом хотелось добиться лучших результатов. Мы старались максимально ответственно подойти к участию в финале и, надеюсь, смогли выступить достойно. На мой взгляд, пока рано говорить о будущем направлении моей профессиональной деятельности, будет ли она связана с ИИ-технологиями и машинным обучением, но проект позволил мне раскрыть мои лидерские способности и навыки работы в команде».

Проект «Умножая таланты» проводится компанией  «Газпром нефть» с 2015 года в рамках программы «Умножая таланты». Программа направлена на поддержку талантливых школьников из разных регионов страны, а также популяризацию науки и технологий. Национальный центр когнитивных разработок Университета ИТМО сотрудничает с проектом в течение последних двух лет. В прошлом году команда Ксении разработала прототип модели для прогноза уровня добычи нефти.

вуз: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Санкт-Петербурга: