Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
Психическая травма: помощь в кризисных ситуациях
Программа:
1. Понятие о психической травме. Современные представления о психотравме (Германия и другие страны Европы, Россия, США). Вопросы терминологии Классификация видов психических травм. ASD – острое стрессовое расстройство (acute stress disorder, APA, 1994). PTRS – посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1 – Post-traumatic stress disorder, по МКБ-10). DESNOS – расстройство экстремального стресса никак не специфицируемое (disorders of extreme stress not otherwise specified), часто возникающее в структуре комплексных психотравм. DDNOS – диссоциативное расстройство иначе никак не специфицируемое (комплексная хроническая психотравма с диссоциативным расстройством). Связь медицинского диагноза с психологическими проявлениями при диагностике психотравмы. Понятие о субличностях (собственных «я»). Осознаваемые и «теневые я».

2. Основные признаки хронической психотравматизации. Индивидуальная работа по составлению перечня симптомов психотравматизации. Психологический портрет человека с выраженными проявлениями хронической психотравмы. Отличия проявлений психотравмы и ежедневного стрессового состояния.
Составление индивидуальной карты психотравматизации (работа в парах). Групповой анализ основных психотравм клиента. Причины возникновения психотравм. Влияние разных причин на степень психотравматизации человека. Влияние времени возникновения психотравмы на её степень выраженности.

3. Симптоматика психотравмы. Жалобы психосоматического характера. Телесно-фобическое поведение. Флэшбеки. Интрузия. Гипервозбуждение. Нарушение концентрации внимания. Фрагментарная память. Проблемы обучаемости. Нарушение общения. Эмоциональные расстройства. Импульсивные приступы паники. Травмаориентация. Дереализация. Нарушение идентификации. Диссоциативное расстройство.

4. Понятие о переносе, проекции. Индивидуальная работа по составлению психодинамической таблицы переносов и проекций клиента. Понятие агрессора. Состояние «имплантата». Понятие об интроектах. Виды интроектных состояний: bewusst (сознательная), teilbewusst (частично осознаваемая), unbewusst (неосознанное). Когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие интроекта. Групповая работа по поиску примеров различных видов интроектов.

5. Обсуждение индивидуальных психодинамических таблиц проекций, переносов и интроектов у участников группы. Динамика уровней психотравматизации клиента. Осознанный позитивный опыт обучения, применяемый впоследствии человеком. Gewohnheitsregulationszustand (обучение с жестким контролем). ?bertragungsregulationsstate (взаимодействие при постоянном поучении). Introjektregulationsstate (дистонный опыт, часто при строгих наказаниях, насилии). Implantatsregulationsstate (при насилии, часто сексуальном). Programmregulationsstate (целенаправленное разрушение воли). Dualer Regulationsstate (двойственность волевого регулирования).

6. Хронология травмы. Первичная и вторичная психотравмы. Ретравматизация. Травмафобия. Групповой анализ уровней психотравматизации. Схематизация компонентов психотравмы: когнитивный, эмоцонально-потребностный, поведенческий.

7. Нейродинамические нарушения при психотравме. Способы объяснения клиенту наличия у него изменений на уровне функционирования головного мозга. Нейробиологические механизмы обработки информации, связанной с возникновением симптомов посттравматического стрессового расстройства и комплексными (хроническим) психотравмами. Психологические приемы диагностирования дисфункции головного мозга после психотравматизации. Диагностика психического состояния клиента с помощью телесно-ориентированной психотерапии. Психодинамические упражнения в парах со специальными упорами и пледами.

8. Соматическая психоаналитическая психологическая интерактивная модель для оказания помощи клиентам с психотравматическими расстройствами (по Р. Фогту). Интегративный подход при работе с психотравмами, сочетающий в себе психоаналитическую, когнитивно-поведенческую, телесно-ориентированную психотерапию, гештальт-терапию, а также психологическое консультирование семьи (модель Г. Фишера). Работа с примерами оказания психотерапевтической помощи при психотравмах.

9. Реконструкция психической травмы у взрослых. Анализ видеоматериалов консультаций с клиентами с психотравмой. Случай 1: молодая супружеская пара в период обсуждения развода. Составление хронологии психотравмы у мужа и жены. Работа с образом отца для принятия решения о разводе со стороны молодого супруга.

10. Реконструкция психической травмы у детей и подростков. Анализ видеоматериалов консультаций с клиентами с психотравмой. Случай 2: неожиданный отказ ребенка посещать развивающие занятия с педагогом системы дополнительного образования. Воспитательные стратегии родителей, способствующие ретравматизации ребенка. Работа с психотравматизирующей ребенка ситуацией с помощью визуализации свободных ассоциаций.

11. Реконструкция комплексной хронической психотравмы. Анализ видеоматериалов консультаций с клиентами с психотравмой. Случай 3: психическое состояние в юношеском возрасте вследствие воспитания родителями, находившимися в местах лишения свободы. Применение психодинамического подхода при оказании психотерапевтической помощи клиенту, перенесшему жестокое обращение родителей.

12. Стабилизация психического состояния при психотравмах. Дыхательные техники («Дыхание 3–5»). Психотехника «Надежное место». Психологическая разгрузка. Упражнения на расслабление. Обучение практическим навыкам проведения упражнений по экспозиции психической травмы с помощью визуализации.

13. Оказание помощи клиентам с психотравмой с помощью неодушевленных предметов и одушевляемых объектов. Диалоги с одушевляемыми заменителями значимых людей в контексте психотравматизации. Психотерапия с использованием мягких игрушек. Психотерапия с использованием пространственной психологии. Психотерапия психических травм с помощью метода ассоциаций. Использование метафор, притч, сказок при психотерапии психотравм.

14. Специфика психотерапии комплексных психических травм в различных психотравмирующих ситуациях: 1) нарушение общения в семье (конфликты, насилие); 2) моббинг на работе; 3) при отклонениях в поведении и обучении детей; 4) при горе и утрате. Специфика и последствия психотравматизации из-за нарушения общения между матерью и дочерью, сыном и отцом. Эффекты системной психотравматизации у ближайших родственников, коллег по работе. Психотравма и возможности дальнейших позитивных изменений в психическом состоянии человека.

15. Зачет. Представление и анализ одного из случаев психотравматизации каждым из слушателей группы (в соответствии с европейскими стандартами схемы описания конкретного случая).
Данная учебная программа представлена в разделах:
ПредметПсихология
Вид обученияПовышение квалификации
Форма обученияОчная
Продолжительность обучения5 месяцев
Стоимость2000
Объём курса в акад. часах60 ак. часов
График занятий
Выдаваемый документ
Контактный телефон Показать
Сайт Показать

Похожие учебные программы

Отзывы
Желаете оставить отзыв?
Меню
Информационно-консультационный центр «Психометрика»