Сотрудница ООН Юлия Милтон: Наука — очень хороший инструмент для стабилизации состояния международной политики

Юлия Милтон (Julia Milton) учится на факультете аэронавтики и астронавтики в MIT и работает в лаборатории, которая разрабатывает носимые устройства, а также экзоскелеты и скафандры для космонавтов. В этом году она приняла участие в программе SURF, где в команде вместе с Дарьей Денисовой, заместителем директора Центра научной коммуникации Университета ИТМО,  проект, посвященный взаимодействию России и США в космосе. Его визуальной частью станет большой арт-телескоп по мотивам телескопа Джеймса Уэбба, где каждый шестиугольник будет изображать один важный исторический момент сотрудничества обеих стран в космосе. О разработке проекта, популяризации космоса в России и США и важности общественных инициатив она рассказала в интервью ITMO.NEWS.

Сейчас вы являетесь аспирантом в MIT, расскажите, пожалуйста, подробнее, какой научной работой вы сейчас занимаетесь?

Я работаю в Human Systems Lab, мы входим в отдел аэронавтики и астронавтики и работаем со всем, что подразумевает взаимодействие с человеком. Это в основном носимые технологии, также мы работаем с разными экзоскелетами и скафандрами. Я работаю над системами датчиков, которые могут помочь нам оценить производительность и эффективность астронавтов. Также я работала над системами дополненной реальности: например, у меня был проект на основе Microsoft Hololens, который может помочь астронавтам проводить техническое обслуживание в открытом космосе. Используя его, они могут действовать более автономно, руководствуясь рекомендациями системы.

Вы также работаете в ООН. Какими проектами занимаетесь в организации?

Я состою в группе, которая занимается вопросами детей и молодежи (). Она была создана Генеральной Ассамблеей для того, чтобы вовлечь разные социальные группы в политический процесс. Мы работаем с молодыми учеными и практиками со всего мира, привлекаем их к участию в этих встречах и обсуждению политических вопросов. Например, недавно я участвовала в планировании привлечения молодежи к участию в Многостороннем форуме по науке, технологиям и инновациям для достижения целей в области устойчивого развития ( - Multi-stakeholder Forum on Science, Technology and Innovation for the Sustainable Development Goals).

Есть ли точки соприкосновения между вашей научной работой и общественной деятельностью?

На самом деле есть очень много способов применения космических технологий в контексте устойчивого развития. В составе ООН есть собственная организация, которая называется «Управление ООН по вопросам космического пространства» (). Она как раз занимается этими аспектами. Очень важно, чтобы люди могли больше узнать о способах применения космических технологий для улучшения их жизни на Земле. Ведь сегодня, когда мы сталкиваемся с таким большим количеством экологических и социальных проблем, люди часто спрашивают: «Зачем тратить столько денег на исследование космоса, если у нас так много проблем здесь, на Земле?»

Но в действительности многие космические технологии могут быть использованы для решения этих проблем. В качестве примера можно привести разработку спутников для связи и геопространственных данных, системы фильтрации воды, которые были первоначально разработаны для МКС, и многие другие технологии, появившиеся в результате космических исследований, которые можно использовать здесь, на Земле.

С другой стороны, те, кто занимается общественными проектами, как правило, должны владеть отличными коммуникационными навыками. Насколько важны soft skills для инженера, работающего в аэрокосмической области?

На мой взгляд, очень важно уметь объяснять, что именно делает инженер и зачем это нужно. Люди должны знать, как эти технологии могут им помочь. Также я думаю, что, если вы можете четко объяснить, как что-то работает, вы можете реализовать это наиболее эффективно.

Я также являюсь студентом программы «Технологии и политика» в Массачусетском технологическом институте, и вижу, что многие аспекты областей коммуникации и политики пересекаются с вопросами технологий и науки. Вы можете создать идеальную систему, но важно помнить, что она должна работать в контексте общества. Именно поэтому объяснение того, почему это важно, кто и как будет ее использовать, также входит в число наших задач.

В прошлом году вы приняли участие в программе SURF вместе с Дарьей Денисовой из Университета ИТМО (подробнее можно почитать ). Для многих участников тематика, над которой они работали на программе, стала профессиональным вызовом. Для вас тоже?

Да, это был полезный и сложный опыт, в хорошем смысле слова! Проект длился год, и нам пришлось приложить немало усилий и пообщаться с очень многими людьми. В каком-то смысле это было сложно, но в то же время это принесло нам отличные результаты и открыло много новых возможностей.

Выбор коллег по проекту также стал неожиданностью?

Да, мы не выбрали наши группы напрямую. Мы с Дарьей выбрали тему «Наука и техника». И на самом деле, я думаю, что ее навыки коммуникации и мои технические знания хорошо дополняли друг друга, особенно в контексте проекта, над которым мы работали. Мы получили возможность увидеть, как различные подходы к научной коммуникации влияют на развитие космической науки в США и России, а также изучили влияние космических программ на общество здесь и на Западе.

Почему вы в целом заинтересовались участием в программе SURF?

Прежде всего, у меня был профессиональный интерес, поскольку Россия является крупнейшим партнером США в области освоения космоса. Кроме того, мне было интересно посетить Россию. Мои бабушка и дедушка жили в Москве, моя семья имеет корни как в Восточной Европе, так и в России, поэтому я хотела узнать больше о культуре страны и ее людях.

Участники SURF посетили различные организации как в США, так и в нескольких городах России. Что вас удивило больше всего во время этой поездки?

И в США, и в России я увидела, что люди пытаются найти общий язык. Как вы знаете, отношения между нашими правительствами в настоящее время довольно напряженные. То, что мы видим в средствах массовой информации, довольно странно: может даже показаться, что между нашими странами нет ни одной области сотрудничества. Но я не думаю, что это правда. Есть общий язык, и люди хотят обсуждать и решать проблемы. Видеть это было очень приятно.

Как раз несмотря на ряд непростых заявлений, которые мы читаем в прессе, многие, в том числе на SURF, сошлись во мнении, что космос, как и наука, — вне политики. Как именно, на ваш взгляд, можно налаживать такой диалог?

Я считаю, что правильный, я бы даже сказала исторически обоснованный способ сделать это — укреплять дипломатические связи, работая над проектами, которые ни одна страна не может реализовать самостоятельно. Помимо исследования космоса, есть много других важных тем для международного научного сотрудничества. Например, изменение климата — это проблема, которая касается всех, и для ее решения потребуется глобальное сотрудничество.

Как вы сказали, наука в определенной степени существует вне политики. Даже во времена холодной войны, когда отношения между нашими странами были наиболее напряженными, проект «Аполлон-Союз» принес результаты, которые нельзя недооценивать. Вот почему я считаю, что наука — очень хороший инструмент для стабилизации состояния международной политики.

Вы сразу выбрали вектор развития для своего проекта? Расскажите, пожалуйста, подробнее о его ключевых целях и задачах.

Наш проект направлен на изучение влияния научной коммуникации на общественное восприятие космических программ в США и России. В ходе него мы поняли, что научная коммуникация очень важна в этой области. И я думаю, все понимают, что сотрудничество между нашими странами в области освоения космоса является одновременно и важной опорой, и своего рода перекрестком.

Скоро российско-американская программа доставки американских астронавтов на МКС с помощью космического корабля «Союз» завершится, и трудно сказать, что нас ждет в будущем. Мы решили, что научная коммуникация крайне важна: важно, чтобы люди знали, почему исследование космоса необходимо. Более того, мы хотели превратить наш проект во что-то реальное и существенное. По этой причине мы сейчас сотрудничаем с иллюстратором Анастасией Просочкиной, чтобы создать художественный проект. Он будет рассказывать об истории космоса, которую разделяют две страны, а также о том, чего мы можем достичь в будущем, если сотрудничество будет продолжаться. И я думаю, что его главная задача — заразить людей идеей космоса.

Как именно будет выглядеть проект?

Его дизайн основан на структуре космического телескопа Джеймса Уэбба. В нем будет около 12 шестиугольников, каждый из которых служит своего рода окном во времени, изображая определенный тип космического сотрудничества. Телескоп покажет, над чем сотрудничают США и Россия, какие проекты они осуществляют (прошлые, нынешние и будущие). Помимо иллюстраций, он также будет содержать описания каждого проекта.

Где зрители смогут увидеть телескоп?

Мы говорили о его экспонировании с Музеем космонавтики в Москве, который интересовался нашим проектом. Мы также связались с несколькими организациями в США. Посольство России в США также проявило интерес к нашей работе. В настоящее время мы продолжаем рассматривать все возможные варианты. И я думаю, что мы закончим работать над этим летом.

Планируете ли вы в дальнейшем сотрудничать с молодыми учеными из России?

Да, конечно. Я заинтересована в продолжении проектов, особенно связанных с космосом. Но я также считаю, что гражданская дипломатия сегодня очень важна и дает нам прекрасную возможность улучшить международные отношения.

Редакция новостного портала
Поделиться: