Программа повышения квалификации «Музыкальное воспитание и развитие музыкального мышления на основе традиционной культуры» имела успех у слушателей ЦДПО
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий «Музыкальное воспитание и развитие музыкального мышления на основе традиционной культуры» (далее — Программа) разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК и проведена Центром дополнительного профессионального образования (ЦДПО) в партнёрстве с кафедрой.
Содержание Программы основано на результатах многолетнего опыта преподавания дисциплин фольклорно-этнографического цикла на кафедре русского народного песенного искусства. Не повторяя учебные дисциплины (народное музыкальное творчество, расшифровка, народно-песенные стили и др.), Программа имеет свои особенности и иначе (по сравнению с вышеназванными дисциплинами) располагает работу над созданием оптимального слухового запаса, навыков активного восприятия.
Стержень, структурирующий последовательность заданий — слуховой анализ. Задания, предлагаемые слушателям Программы, основаны на тщательно отобранных аутентичных записях в хорошем техническом исполнении. Их составляют ряды песен, выстроенные таким образом, чтобы выявить ладо-мелодические «зёрна» (попевки), присутствующие и активно работающие в напевах различных жанров, принадлежащих разным локальным традициям. Подобные задачи решаются в области ритмических отношений, тенденций формообразования, складывания фактуры.
Таким образом, фокусируя слух на определённых задачах, в достаточно краткий отрезок времени удаётся создать необходимую инерцию восприятия и возможность порождения текста — подобно тому, как это происходит в традиционном способе передачи и продолжения жизни песни.
Различные элементы Программы были апробированы в ходе проведения ряда мастер-классов и семинаров, предшествовавших её проведению в дистанционном формате. Состав группы слушателей был разный — это были преподаватели музыкальных дисциплин разноуровневых образовательных организаций; специалисты, имеющие разную подготовку, разный опыт работы с музыкальными произведениями — но каждый из слушателей оценил организацию Программы, её содержание, квалификацию преподавательского состава, значимость полученных знаний и навыков работы очень высоко. Именно об этом свидетельствуют отзывы слушателей о проведённой Программе — о процессе и результатах занятий — которые мы приводим ниже.
Видякина Нина Алексеевна, фольклорист, выпускница кафедры 1992 г., опытный педагог с многолетним стажем работы, преподаватель детской музыкальной школы в г. Тихвине Ленинградской области — «Значимость пройденных курсов»:
«Моя профессиональная судьба после окончания института сложилась счастливо — занимаюсь тем, чему обучалась. Но область нашей работы такова, что «оставаться в профессии» невозможно без получения новых знаний, освоения новых методов, знакомства с новыми концепциями изучения культуры и включения новшеств в профессиональную творческую жизнь.
Обучением на дистанционных курсах повышения квалификации нам была предоставлена уникальная возможность приобщения к новым методам работы — включения в интенсивный учебный процесс на расстоянии. Возможность планомерной работы в течение целого месяца с доцентами кафедры русского народного песенного искусства Еленой Евгеньевной Васильевой и Татьяной Станиславовной Молчановой позволила открыть новые перспективы в, казалось бы, известном, хорошо знакомом и освоенном. К такой работе необходимо периодически возвращаться.
Для меня отчётливо вырисовалась идея будущего пути развития музыкального мышления на основе культурологического феномена: музыки устной традиции. Несколько ладо-гармонических «зёрен» собственно являются основой всего музыкального языка песенной традиции. Освоение и свободное владение ими даёт нам путь к постижению и овладению музыкальным языком всей традиционной культуры.
Не обилие «репертуара» и количество выученных и точно воспроизведённых песенных образцов, а знание построения текучих, живущих внутри песенной речи мелодических «модулей», «ячеек» позволяет приблизиться к главному, к созиданию песни в исполнении. Импровизация — это дыхание традиции, оживляющее культуру.
Постижение, изучение музыкального языка традиции и умение им пользоваться также важно, как изучение родного языка. Эти знания необходимы для сохранения народа».
Калинина Светлана, магистрант 2 курса кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК — «Курс уникальный!»:
«Практические занятия во время курса позволили мне получить более целостные представления о традиционном песенном материале. Задания построены таким образом, что слух постепенно адаптируется к восприятию нового материала, тренируется и даже «воспитывается» фольклором. Музыкальный кругозор у меня стал шире, я стала мыслить на основе традиционной культуры. Переслушала свой вокальный репертуар с учётом полученных новых знаний, и моё пение стало более естественным. Хотелось бы ещё попрактиковаться, жаль, что времени было немного, всего один месяц. Ресурсы, предоставленные нам в ходе занятий, — кладезь в копилке моих знаний о фольклоре. Спасибо Татьяне Станиславовне Молчановой и Елене Евгеньевне Васильевой за их курс!».
Гюльназ Куламовна Мирмаксумова и Наиле Мурадовна Керимханова, преподаватели Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала — «Дистанционное обучение — очень удобно»:
«Мы прошли дистанционное обучение на курсах повышения квалификации в Центре дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного института культуры. Дистанционное обучение — очень удобно, если нет возможности выехать в другие города на обучение. Курс нацелен на слуховое восприятие и анализ звучащего текста.
Для нас, дагестанцев, первые задания показались очень трудными. На некоторое время мы вновь стали студентами, которые выполняли нелёгкие задания. Но после того как мы прочли теоретический материал, послушали записи народных песен, пообщались с преподавателями, что-то стало «проясняться». Постепенно мы включились в процесс обучения и все последующие задания мы выполняли с большим удовольствием и интересом, с нетерпением ждали времени проведения следующего вебинара. Материал курсов был построен по принципу «от простого — к сложному».
Мы благодарны всем организаторам, преподавателям и методистам. Организация вебинаров была на высоком уровне. Особенно хотели бы отметить большой личный вклад преподавателей — Татьяны Станиславовны Молчановой и Елены Евгеньевны Васильевой. Приятно оперативно получать ответы на все вопросы, которые возникают в процессе учёбы.
Мы желаем всему вашему коллективу творческих успехов, новых идей и удачи во всём!».
Материал предоставлен доцентами кафедры русского народного песенного искусства Е. Е. Васильевой, Т. С. Молчановой;
директором ЦДПО Л. В. Прохоровой
Учебное заведение
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
г. Санкт-Петербург
Есть представитель
