Помню своих учителей
28 октября исполнилось 80 лет профессору кафедры молекулярной биотехнологии Анатолию Иосифовичу Гинаку.
Вся жизнь Анатолия Иосифовича связана с Технологическим институтом, здесь прошли его студенческие годы и большая часть профессионального пути.
- В Техноложку я хотел поступить уже в школьные годы. Мы жили на Шкапина, а квартира моей тети - на Гороховой, я всё детство ходил мимо здания института, и мне интересно было узнать, что там внутри происходит. Окончил школу в посёлке Рахья, где находилось торфопредприятие «Ириновское». Педагоги у нас были замечательные, с благодарностью их вспоминаю, в Технологический институт я легко поступил. Выбрал спецфакультет, специальность 0818, сейчас это кафедра химии и технологии синтетических биологически активных веществ. Сбылась школьная мечта!
В нашем поселке была прекрасная библиотека, у меня была возможность читать журналы «Техника молодежи» и «Знание - сила», с четвертого класса мне были интересны химические технологии, был уверен, что вторая половина XXвека – время ядерного топлива, пластмасс, нуклеотидов. Я ходил на физико-химический кружок в школе, вел его потрясающий педагог Апполинарий Васильевич Фомин-Ещенко - наш учитель физики, инженер, выпускник ЛИИЖТ, он и привил нам любовь к науке и технологиям.
Моя студенческая жизнь проходила в поездах, из Рахьи мы больше часа ехали на паровике до Кушелевки, а там пересаживались на трамвай № 9 и еще час до Техноложки. Мне это не мешало, учился я легко, ещё в школьные годы у меня появилась своя методика: каждый день я уделял каждому предмету 5-10 минут, и так круглый год. Получалось, что на занятия уходило 20-30 минут, остальное время помогал родителям по хозяйству. Мы жили за городом, большая семья, без подсобного хозяйства и живности обойтись было невозможно. Мама часто болела, и всё это было на моих плечах.
В студенческие годы я в основном в дороге и занимался, не довольствовался лекциями, но и все доступные учебники читал. Эти знания накрепко в память врезались, а такой метод постоянного обучения помогал и в научной деятельности.
Диплом с отличием я не получил, но учился хорошо, получал повышенную стипендию. Я всегда хотел заниматься биологически активными веществами и ни чем больше. После третьего курса попал на кафедру, которой руководил профессор Вульф Григорьевич Немец, автор первого противоопухолевого препарата. Деканом факультета тогда был Евгений Георгиевич Сочилин, в дальнейшем научный руководитель моей докторской диссертации, которую я подготовил в 32 года. После распределения на кафедру я уже учился только на «отлично» и досконально изучил отравляющие вещества. Курсовую работу на 4 курсе писал у доцента Дмитрия Михайловича Кочерова, тогда только начиналась эра пластмасс, перспективным направлением был синтез полихлорвинила (ПВХ) в кипящем слое. Мой руководитель дал мне свободу действий, я разработал установку для экспериментов, совместно с одним из аспирантов мы собрали первый в институте хроматограф, что ускорило работу, и в итоге материала, собранного для курсовой, хватило на кандидатскую.
В начале шестидесятых было подписано международное соглашение о запрете отравляющих веществ, началась конверсия. Тогда у нас появился курс химии и физики высокомолекулярных соединений, нам его читали специалисты из института «Пластполимер» и НИИ синтетического каучука им. академика С. В. Лебедева. Распределили меня в лабораторию спец. каучуков, которую возглавлял профессор Клебанский. Выпускников Техноложки отличала очень хорошая подготовка, мы были сильны не только в теории, у нас были практические навыки. Я мог быстро собрать любую установку.
За три года работы в лаборатории я получил шесть авторских свидетельств, запустил четыре технологических процесса, и, применив электронную теорию, сделал лучшее в своей жизни изобретение – два специальных каучука: один ко всему прилипает, а другой ни к чему. Они до сих пор применяются, чем я и горжусь.
А потом пошёл в аспирантуру, хотел заниматься стимуляторами роста растений, это было по-крестьянски мне близко, но связи с ВНИИСКом у меня сохранились на долгие годы, я до сих пор остаюсь научным советником по спецкаучукам. Моей основной научной темой стали биологически активные вещества специального назначения, они применяются в различных областях экономики, помогают решать задачи оборонного характера.
Сейчас у меня пять аспирантов, два докторанта, я читаю четыре учебных курса, продолжаю заниматься научной и экспертной деятельностью.
Я помню всех своих преподавателей и благодарен Техноложке, вырастившей меня, как ученого!
Учебное заведение
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
г. Санкт-Петербург
Есть представитель
