Как вырасти в пиарщика?

Совсем недавно профессия PR-мена была чем-то загадочным и удивительным, а сейчас без профессионала данной сферы не обходится ни одна организация. 
О том, как реализовать себя в профессии рассказывает Ольга Наливушкина, PR-менеджер компании CamedyClubSaint-Petersburg. 
Ольга поделилась опытом со своими будущими коллегами, студентами профиля «Реклама и связи с общественностью».
Ольга, здравствуйте!
Сегодня мы поговорим о том, с какими трудностями могут столкнуться начинающие пиарщики, и какие навыки им необходимы для успешной реализации в профессии!
Знакомая вам не понаслышке тема! В столь молодом возрасте быть главным PR-специалистом, да еще и такого серьезной компании как Comedy Club Saint-Petersburg - это заслуживает наивысшей похвалы и уважения! В связи с этим мой первый вопрос:
Как вы пришли в профессию?
Я пришла в профессию на третьем курсе, мне очень хотелось самореализации. Искала все самые подходящие для себя варианты. Первым рабочим местом был продюсерский центр Ромы Любомирова. Это продюсер групп «Т-9», «Интонация», кроме того, он помогает группе «Krec». Очень долго мы с ним работали, около полутора лет. Совместно с продвижением других основных проектов у него был студенческий проект «Март-Медиа». И мы делали образовательные курсы по пиару для студентов.
По факту мы делали образование для себя, то, что нам интересно. Привлекали к этому ещё каких-то специалистов и других студентов.
Всё, что делалось, было придумано нами, прочитано где-то не в учебниках, а в специальных журналах, на специальных сайтах, услышано на взрослых конференциях где-то в других городах, куда мы ездили с Ромой. Это был колоссальный опыт, такая взрослая песочница, где ты сам строишь то, что тебе надо. С ошибками, с провалами, с долгами, с потерей репутации.
Потом мы решили отойти от сферы образования и начали делать тоже студенческие проекты «Киноночи» и «Ночные катания на коньках». Мы им тоже занимались параллельно с образовательным сектором. Потом я ушла полностью в развлекательную сферу. Такой же опыт, когда ты работаешь сам на себя, ты заранее просчитываешь свои действия на несколько шагов, ты всегда понимаешь, что у тебя есть колоссальная финансовая ответственность и огромные риски.
Аренда кинотеатра, аренда катка – это суммы за 100 тысяч рублей. А у студентов таких денег нет, либо вы собираете их всей командой, с последнего хлеба со сдачи. Потом так сложилось, что мне надоело. Я поняла, что переросла это. Я долго искала, куда мне пойти, и я пришла в «Камеди».
В «Камеди» я попала на 4-м курсе, через пару месяцев будет 3 года, как я здесь работаю. Поэтому у меня здесь нет потолка. «Камеди» такая многогранная сфера, резиновая, где ты можешь развиваться во всём, в чём ты хочешь развиваться, и ты можешь найти всё, что ты хочешь. Конечно, если у тебя есть стремление и желание и какие-то первичные профессиональные навыки.
 
Что вам помогает так великолепно себя реализовывать?
Потребность в этом, потребность в признании, мой тотальный перфекционизм, это моя болезнь, я не люблю делать что-то плохо. В профессии пиарщика это бывает большим минусом. Ты можешь разрабатывать какой-то логотип годами, доводить что-то до высшего, какого-то сверхидеального состояния, и в итоге не создать компанию. Я очень долго с этим не то, чтобы боролась, я совершенствовала в себе эту черту. Я пришла к тому, что надо делать так, чтобы тебе, во-первых, было не стыдно, во-вторых, чтобы ты понимал, что это было для кого-то примером. Ну сделал и сделал, никто этого не заметил, всё прошло без какой-то отдачи, выхлопа, эмоции. А если это прошло, об этом вспоминают, об этом говорят - это круто. Тебя запоминают, твою работу запоминают, твой проект запоминают.
Ты можешь делать, может быть, не масштабные, а очень крутые маленькие вещи, но с таким погружением, с такими эмоциями, что все вдохновляются.
Пиарщик, любой пиарщик, должен обладать долей навыка психолога, без этого ты не сможешь понимать, как подойти к человеку, что сделать. У нас всё-таки связи с общественностью и мы должны понимать, как с этой общественностью общаться.
В рамках нашего меняющегося мира у людей порой меняется мнение, меняется внутренний мир, внешнее окружение. Ты полгода назад общался с человеком, а через полгода звонишь, и встречаешься совсем с другим человеком, как будто он вообще с другой планеты. К этому надо быть готовым, надо понимать, что работа есть работа. Человек на работе может очень строго с тобой поговорить, а потом перезвонить после семи вечера и позвать: «Пойдём в бар, выпьем чашечку кофе.
Это такая профессия пиарщика, где ты совмещаешь в своей жизни две жизни: личную и профессиональную.
 
Боялись ли вы сделать первый шаг в PR-деятельности, и каким он был?
Нет, не боялась. У меня был страх не сделать. Мне очень нужно было это «что-то» сделать. Я просто не знала, где и как. А когда я уже встретилась с Ромой, я знала ГДЕ, а он мне показал КАК.
Страх, что ты не справишься, что ты выглядишь глупо, что ты приходишь к людям намного старше тебя, опытнее тебя и тебе надо с ними разговаривать так, чтобы не выглядеть некомпетентным в плане знаний. Это постоянное самообучение, самообразование, книги, журналы.
Причём, я не так много прочитала книг по пиару, сколько я слежу за статьями, блогами, тенденциями, актуальными фактически.
 
Можете ли вы вспомнить какую-нибудь сложную ситуацию, которую в итоге удалось решить на раз, два?
Сложных ситуаций было так много! На раз-два…?
Я не знаю. Просто, когда ты их решаешь, они перестают быть сложными.
 
Может быть, вспомните курьёзную?
Да, курьёзов много. Ты работаешь с партнёром, вы договариваетесь о каких-то вещах. Вы начинаете оформлять договор письменно и вдруг узнаёте, что вас поняли совершенно другим образом, со своим руководством он согласовал совершенно другие условия. Вы проделывали всю эту работу. Одна сторона считала, что её услышали, а вторая сторона каким-то магическим образом услышала всё не так.
И тогда стопорятся все процессы, вы начинаете искать какой-то консенсус. Возможно, другая сторона пойдёт вам навстречу, но вполне возможно, что вам придётся искать какой-то другой вариант.
А сложный момент… Был у меня весной один концерт на стадионе на 10 000 человек. У партнёров была возможность сделать свою промо-зону. Были обговорены сроки предоставления всех материалов, монтажа, установки. Представитель партнёра опаздывает, говорит: «Извините, извините, я не мог». А у меня пошли гости, у меня пошли зрители и я не могу запустить его монтировать промо-зону.
На следующий день мне звонит партнёр, и говорит на повышенных тонах: «У нас там стоял арт-объект, он не сработал, вместо миллиона контактов у нас было 600 и как так, это вы во всём виноваты, и розетку вы нам не дали, и ничего вы нам не дали».
Я говорю: «Подождите! В официальном документе я вам присылала сроки монтажа.
Когда ваш человек приехал? Я могу вам скинуть распечатку с моего телефона, когда он мне первый раз позвонил. К этому времени он уже на 15 минут опоздал. А потом он куда-то уезжал, а потом он что-то забыл, потом он что-то потерял, и в итоге один арт-объект он не успел установить, потому что я ему не разрешила, так как время монтажа давно закончилось».
Таким образом, человек, работавший на низших должностях в компании, захотел скрыть свой косяк, сказав, мол, я приехал вовремя, всё готов был сделать, но мне не дали, я уехал. Получилось так, что люди перед нами извинились, охарактеризовали работника не с лучшей стороны, сказали, что он не знает, что такое ответственность, что такое приехать вовремя.
 
Когда лучше начинать работать по специальности: до поступления в ВУЗ, во время учёбы или после получения диплома?
До поступления вас никто не возьмёт. Я это знаю по своему опыту. Я принципиально не беру в команду школьников, это вообще табу, они ещё дети. Детский сад на работе не нужен никому. Первый, второй курс – индивидуально. С третьего курса уже понятно, что человек хочет. Я считаю, чем раньше вы придёте в практику, тем лучше. Ты можешь быть сколь угодно начитан, велик, умён, но практика в нашем мире не то, чтобы более важна, она более актуальна, потому что на каждую магистерскую или научную работу должен найтись тот ловкач, практик, который сумеет это всё реализовать, а ещё реализовать так, чтобы подстроить под реалии нашего мира. Многие научные теории немного идеализированы.
Когда ботаник и инженер работают над одной проблемой, ботаник скажет: «Подождите, подождите, мне надо подумать». А инженер придёт и за 15 минут всё сделает. Потому что один теоретик, а другой практик. Надо понимать, ты хочешь быть мозгом или мозгом с руками.
 
Я знаю, что вы очень любите организовывать разные мероприятия! Была ли у вас мечта организовать феерическое событие, которое не забудется никогда?
Я работала на Олимпийских играх. Круче этого не может быть ничего. Создавать велосипед повторно нет никакого смысла, ты можешь быть только частью чего-то великого. Конечно, можно сделать какие-то грандиозные вещи в социальной сфере, но, к сожалению, социальная сфера – это не для меня, это абсолютно не мой профиль. Мне очень сложно работать с детишками, я очень ранимый человек. Я очень близко принимаю всё это к сердцу.
А в плане какой-то развлекательной деятельности, оно всё уже давно придумано. Евровидение, международные спортивные хоккейные и футбольные матчи, Олимпийские игры. Вопрос в том, был ли ты там, понял ли ты эту кухню, понял ли, как это делается, и сколько раз ты там был. Каждый такой проект в то же время и похож на другие, но, в то же время, он абсолютно уникален. Каждая страна-организатор привносит туда свой колорит. Гости-волонтёры и наёмные сотрудники из разных стран по-разному воспринимают и разбавляют этот колорит.
 
Какие предметы и в школе, и в университете вам больше всего пригодились в профессиональной деятельности?
Я бы на самом деле сказала, что никакие, кроме русского языка и литературы, потому что пиарщик много пишет. Всё остальное дал университет.
И для меня основными важными вещами являются русский язык и литература. Если я уйду в политический пиар, конечно, я вспомню обществознание и историю. Если я уйду в коммерческий пиар, то придётся вспомнить экономику и бухгалтерский учёт. Школа – это развлечение на 10 лет.
 
Что вы посоветуете молодым специалистам?
Думать. Не отвлекаться. Быть честным. И развивать пытливый ум.
Надо развивать себя. Развивать себя духовно, внешне, потому что пиарщика воспринимают по внешнему виду, развивать себя в профессиональном смысле и развивать свои связи. Конечно, сложно в профессии пиарщика работать без этого. У тебя должны быть тёплые дружеские контакты. Всё приходит со временем. У тебя должна быть такая база друзей, если что, ты им звонишь: «Маша, у меня горит кейтеринг. Давай сработаемся по партнёрке. По взаимозачёту или ещё как-нибудь».
Надо слушать тех, кто рядом с тобой. И не только слушать, но и слышать. Надо читать, надо смотреть, как люди работают. Надо учиться на чужих ошибках. Ты можешь быть живчиком, который быстро свою ошибку исправит и это не приведёт к печальному концу. Ты можешь набивать себе шишки самостоятельно. Необходимо исключить из себя максимализм. Мол, все вокруг меня дураки, а я всё знаю. Всё не так. Хорошо, если тебе это мягко объяснят. Кто-то размажет твою самооценку по стенке и непонятно, с чем ты оттуда уйдёшь.
 
Уютно ли вам в роли спикера?
Да, уютно. Просто к этому статусу спикера, к статусу человека, к которому прислушивается, надо привыкнуть. Очень тонкая грань, ты не замечаешь, когда ты перестаёшь спрашивать и начинают спрашивать тебя.
Если ты дурак, то ты это воспринимаешь в штыки: «Меня вообще нет, слился со стеной, сижу, я серый, мхом порос и плесенью пошёл». А если ты понимаешь, что это признание твоей экспертности, то это всегда приятно.
 
Какие у вас ожидания от следующего года?
Он страшный в плане непонимания, что же будет с нашей экономикой. Мы все от неё зависимы. 
Мы зарабатываем и в кризис. Чем людям хуже, тем им больше хочется отвлечься. И в любом случае сфера развлечений остаётся актуальной. Конечно, оборот падает. Мы будем пытаться себя развить, придумать какое-то стороннее направление, которое выстрелит.
 
Какие проекты вы планируете осуществить в наступающем году?
Секрет!
 
От себя могу добавить: мне понравилось общение с Ольгой. После беседы с ней у меня выросли крылья! Я лишний раз убедилась, что я правильно выбрала профессию. Спасибо Ольге за приятное общение в уютной обстановке офиса CamedyClubSaint-Petersburg. Желаю ей оставаться такой же доброй, приятной, умной и великолепной!
 
Беседу вела  Романенко Александра,
студентка 2 курса направления 
«Реклама и связи с общественностью».
Поделиться: