Интервью с заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным артистом РФ Юрием Павловичем Смирновым
Несмотря на свой плотный график работы, Юрий Павлович Смирнов — заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель и дирижёр оркестра им. П. И. Смирнова, профессор кафедры народных инструментов СПбГИК любезно согласился дать интервью редакции «Газеты СПбГИК».
Юрий Павлович, Ваша творческая деятельность отмечена многочисленными наградами. В этом году Вы стали лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства в номинации «Музыкальное исполнительское искусство» за проведение цикла просветительских концертов «Музыка Победы», посвящённых 70-летию Великой Победы. Поделитесь с читателями своими эмоциями, что для Вас означает эта премия? Это достойная промежуточная оценка Вашей работы, то, к чему Вы стремились, или просто ещё одна «ступенька» на пути к дальнейшим успехам? Расскажите о Ваших достижениях, которые позволили Вам стать лауреатом данной премии?
– Я второй раз награждён премией Правительства Санкт-Петербурга. Первую премию я получил в 2002 г. за выпуск CD диска «Моя Россия» с произведениями, которые были аранжированы и оркестрованы мной. Этот диск был выпущен после поездки по странам Европы, в то время, когда оркестр был рекламным лицом фирмы «Вельтмейстер». Мы постарались записать произведения наиболее популярные у нас в стране и за рубежом. Диск имел громадный успех, и до сих пор является одним из популярных и любимых дисков. В этом году премию дали за те концерты, которые шли в течение Года Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне. Самое главное, не премия, а то, что в этих концертах, которые прошли на сценах учебных заведений и других концертных площадках нашего города, присутствовала молодёжь, самое главное для меня то, что они узнали ещё одну историю коллектива, который был организован в 1943 г. Оркестр имеет все титулы лауреата международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов. Он был организован в тяжёлые годы блокады Ленинграда моим отцом, Павлом Ивановичем Смирновым, заслуженным артистом России. Мы с братом имели возможность после него, продолжить это замечательное дело нашей династии. Мы гордимся этим. Этапремия не только моя — это премия всего коллектива, это премия всех педагогов, это премия Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Я, конечно, очень благодарен Правительству Санкт-Петербурга, нашему городу и, безусловно, знаю только одно, что нельзя на этом останавливаться, надо в обязательном порядке идти дальше. Будут или не будут премии — главное — движение вперёд. Новые произведения, новое звучание, новые коллективы, и конечно, работа с нашими потрясающими студентами кафедры народных инструментов, которых я очень люблю. Я вижу, как сегодня звучат оркестры, они звучат по-новому, как развивается оркестр «Гармоника» в Институте. Я вижу восторженные лица этих ребят, студентов, вижу, чего они хотят. Наверное, у них ещё не всё получается, но я со своим опытом надеюсь им помочь научиться здорово играть. Сегодня, в наше время нужно уметь работать над собой: обладать артистизмом, работать над тем, чтобы это зрителю нравилось. Человек, выходящий на сцену, будь он солистом в ансамбле или в оркестре, должен уметь делать «музыкальную картинку». Этому нас научила работа в Европе с иностранными менеджерами. Мы были в своё время «мертвы»: мы очень хорошо играли, но лица не выражали никаких эмоций. Теперь каждое произведение сделано в артистическом плане, как это делается у Спивакова и в самых лучших оркестрах. Это, наверное, самое главное, чего должны сегодня добиваться наши студенты — быть настоящими профессионалами во всём. Мы часто видим выступление поп-звёзд. Не всегда они поют чисто, но умело танцуют, очень здорово «играют лицом», они всегда красивы на сцене. Этому мы должны научиться и в народной музыке — давать энергетику в зал, чтобы зритель нас понимал.
Кроме этого у меня ещё есть национальная премия «Душа России». Есть 28 дипломов лауреата международных конкурсов, и за плечами — 78 стран Европы и Америки. Но всякий раз, когда еду в поездку, выступаю в залах, я всегда помню наш город, я всегда помню Санкт-Петербург. Встречаясь с молодёжью, я рассказываю им о тех далёких блокадных годах, как тяжело приходилось тем ребятам, которые остались на оборонных работах, и как Павел Иванович Смирнов, придя к ним, просто спас их от голода. Потому что было всего 5 ватников и всего-навсего 5 баянов. И каждый, после рабочей смены, забывая о том, что он голоден, брал этот инструмент. Из них живы — народный артист РСФСР, исполнитель на электронном баяне Анатолий Беляев и Владимир Федосеев — ученики Павла Ивановича. Они рассказывали, как в те годы это спасло их и позволило им выжить, и, сегодня — они великие музыканты. А тогда они были простыми мальчишками. Я уверен в том, что человек, который понимает классическую музыку, который проиграл Баха, Чайковского, Генделя и всю нашу классику, выносит на сцену лучшие произведения русской народной музыки, никогда не ударит ножом, никогда не сделает так, чтоб человеку было плохо, потому что он сам творит и воспитывается корнями нашей замечательной народной музыки.
Юрий Павлович, нынешние молодые музыканты (студенты) и Ваши сокурсники: есть ли отличия и в чём?
– Нынешние студенты не хуже подготовлены, чем были подготовлены мы. Если человек умеет исполнять программу, принимает участие в конкурсах, обращает большое внимание на чтение с листа, подбор по слуху, умеет разложить партии в ансамбле, умеет аккомпанировать вокалистам, инструменталистам и самое достойное — аккомпанировать хореографическим коллективам, обладает артистизмом, умением делать каждый номер интересным в музыкальном и театральном плане, конечно, такие музыканты будут востребованы на нашем рынке труда.
Текст: Анна Алексеева, Алиса Золотухина
Учебное заведение
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
г. Санкт-Петербург
Есть представитель
