Степан Осипович Макаров родился в Николаеве, на побережье Черного моря, 8 января 1849 года (27 декабря 1848 года по старому стилю) в семье выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика Осипа Федоровича, женатого на дочери отставного унтер-офицера.14 июня 1858 года Степан поступает в низшее отделение Николаевского морского училища в Николаевск-на-Амуре, которое готовило офицеров корпуса флотских штурманов. 14 июня 1867 года по особому Высочайшему повелению фельдфебель Макаров был произведен в гардемарины. В 1867 году в «Морском сборнике» была напечатана статья Макарова «Инструмент Аткинса для определения девиации в море», это была первая публикация.
С.О. Макарова. В 1869 г. Макаров успешно сдал экзамены за курс Морского корпуса и 24 мая 1869 года был произведен в мичманы. Начальник броненосной эскадры адмирал Г.И.Бутаков представил молодого мичмана к производству за отличие в следующий чин, С.О. Макаров 1 января 1871 стал лейтенантом. В период русско-турецкой войны 1877 -1878 годов командир парохода «Великий Князь Константин» лейтенант Макаров за успешные действия против турецкого флота менее чем за год получил: золотую саблю «За храбрость», орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом, орден Святого Георгия 4 степени, чины капитан-лейтенанта, капитана 2 ранга и звание флигель-адъютанта. В 1881 г. Макаров был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего в Константинополе, в этот период капитан 2 ранга Макаров изучал течения в проливе Босфор. В результате за трактат «Двойственные течения в проливах», Макаров был удостоен академией наук неполной Макарьевской премией. Следующий этап жизни Степана Осиповича Макарова связана с корветом «Витязь». 31 августа 1886 года корвет «Витязь» под командованием Макарова поднял якорь и вышел в кругосветное плавание. Кругосветное плавание продолжалось в общей сложности 993 дня. «Витязь» пересек три океана, победил шторма и туманы, посетил самые отдаленные моря и берега. За период кругосветного плавания, было пройдено около 60тыс. миль, из них под парусами – больше 25тыс. миль. Из 993 дней плавания корвет провел на ходу 526 дней, на якоре – 457. За это время было выполнено 254 глубоководных станции (с 493 сериями наблюдений). За свой труд «О гидрологических работах, произведенных на корвете «Витязь», которая была высоко оценена научной общественностью, Академия наук присудила контр-адмиралу С.О.Макарову Макарьевскую премию, а Русское географическое общество наградило – золотой медалью. В период с 1890 года по 1894 года С.О. Макаров (младший флагман Балтийского флота, главный инспектор морской артиллерии) своей главной заслугой в должности главного инспектора морской артиллерии С.О. Макаров считал изобретение колпачков на снаряды.
В 1896 г. контр-адмирал Макаров получил назначение в Кронштадт старшим флагманом 1-й флотской дивизии. Летом 1896 г. Степан Осипович Макаров производится в вице-адмиралы. В 1896-1897 гг. вице-адмирал Макаров выступал с лекциями «Рассуждение по вопросам морской тактики», которые стали основой опубликованного в 1897 г. капитального труда «Рассуждение по вопросам морской тактики». Много внимания Макаров также уделил влиянию морального фактора на победу в морском бою. Труд был переведен на многие иностранные языки.
В начале 90-х годов Макаров заинтересовался идеей создания ледокола, способного бороться с полярными льдами. В 1897 г. в Петербургской академии наук выходит труд Макарова – «Об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов». В ноябре 1897года правительство, наконец, выделяет деньги на постройку ледокола, и комиссия (Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, адмирал Ф. Ф. Врангель и другие) во главе с С.О. Макаровым приступает к разработке технических условий. Из-за отсутствия опыта строительства у отечественных судостроителей, было принято решение строить ледокол за границей, в Англии. 28 декабря 1897 г. с английской фирмы «Армстронг и Витворт» (г.Ньюкасл) был заключен договор о постройке ледокола. Макаров лично наблюдал за постройкой корабля и внес ряд ценнейших предложений и усовершенствований в конструкцию ледокола. 19 февраля 1899 на ледоколе был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). В марте 1899 г. Макаров на «Ермаке» совершил переход из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, и затем совершил поход в Ревель, высвободив из льдов 20 пароходов. Летом 1901 г. после капитальной перестройки носовой части «Ермака» Макаров плавал на нем в Баренцевом море, в очень тяжелых ледовых условиях дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и дважды к северо-западному берегу Новой Земли. В 1901 г. Макаров издает книгу «Ермак» во льдах». Исследования Макарова показали, какие огромные возможности для науки открывал мощный ледокол. В декабре 1899 г. вице-адмирал С.О.Макаров был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. При спасении броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» у острова Гогланд по предложению Макарова было впервые на практике использовано, изобретенное А.С.Поповым, радио.
1 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров специальным нарочным получает высочайшее уведомление о том, что государь Николай II назначил его командующим Тихоокеанским флотом. Утром 24 февраля флаг командующего взвился на мачте быстроходного крейсера «Аскольд» в Порт-Артуре. На боевых кораблях эскадры такой жест оценили по достоинству - жди активных наступательных действий.
В ночь на 31 марта 1904 года в 8 часов 40 минут стала видна эскадра противника. Соотношение сил было не в пользу русского флота, и Макаров принимает решение дать бой под прикрытием сильных береговых батарей Порт-Артура. В 9 часов 30 минут русские корабли находились в двух милях от берега и выстраивались в боевую линию. Все ожидали приближения неприятельской эскадры и начала боя. Адмирал Макаров был полон решимости дать в этот день генеральный бой флоту адмирала Того. 9 часов 43 минуты. У правого борта «Петропавловска» раздался взрыв. Над броненосцем мгновенно вырос громадный, раза в два превышающий его высоту, столб черно-бурого дыма и пламени, который совершенно окутал корабль. Затем под мостиком корабля раздался еще один взрыв — более мощный и звучный. Из середины "Петропавловска" выплеснулась масса огня с желто-зеленым и бурым дымом. В 9 часов 45 минут броненосец начал быстро уходить под воду объятый пламенем…
В 1913 году Степану Осиповичу Макарову в Кронштадте был возведен памятник работы замечательного скульптора Шервуда. На памятнике начертано: "Помни войну!".
Именем Макарова названы 17 географических объектов, в том числе остров в Карском море, бухта на острове Итуруп (Курильская гряда), горы на Шпицбергене, два мыса на Новой Земле, котловина в центре Северного Ледовитого океана, город на Сахалине, ледоколы, суда и корабли.
Перу Степана Осиповича Макарова принадлежат 54 изданные работы.
В 1949 г. отмечалось 50-летие трудовой деятельности ледокола «Ермак». В приказе Начальника Главного Управления СМП при СМ СССР № 171 от 29.03.1949 г. говорилось: «В связи с 50-летием работы первого русского ледокола «Ермак» Совет Министров постановляет:
1. Присвоить Высшему арктическому морскому училищу имя АДМИРАЛА МАКАРОВА по проекту и, под руководством которого был построен ледокол «Ермак»».
Таким образом, уже 72 года наше учебное заведение носит славное имя вице-адмирала С. О. Макарова.
20 мая 2016 года в день 140-летия создания мореходных классов при Санкт-Петербургском яхт-клубе в нашем Университете был открыт историко-патриотический комплекс, который включает в себя памятник адмиралу С.О. Макарова и «Мемориальный зал адмирала С.О. Макарова».
Памятник прославленному адмиралу был изготовлен и установлен на средства сотрудников, курсантов, студентов, ветеранов и выпускников университета.
В мемориальном зале собраны материалы о жизни и деятельности адмирала С.О. Макарова: парадный мундир капитана 1-го ранга 1880-х годов и наградами
С.О. Макарова; муляж золотой сабли «За храбрость», образцы всех погон – от звания гардемарин до вице-адмирала (в том числе и свитские погоны и гвардейские погоны); копии картин кораблей, на которых совершал плавание Макаров, портреты адмиралов и ученых, с которыми С.О. Макаров служил, работал; копии документов Государственного архива военно-морского флота, касающихся жизни и деятельности Макарова, фотографии членов семьи С.О.Макарова. В зале установлены модели броненосца «Петропавловск», корвета «Витязь», парохода «Великий Князь Константин».
Сегодня историко-патриотический комплекс адмирала С.О.Макарова задействован на 100% - прием делегаций и почетных гостей Университета, встречи выпускников прошлых лет, и конечно экскурсии для жителей Санкт-Петербурга и учащихся учебных заведений.
В заключение хочется привести высказывания адмирала Степана Осиповича Макарова: «Сила флота не в громадах, не в бронированных «армадах» - сила в духе и сердцах …».
«Живи заветами своих великих предков, изучай явления обессмертивших свое имя мореплавателей и полководцев. Учись непрерывно в течение всей своей жизни, учись сам и учи других. Учись сам помочь себе во всех делах и случаях. Все, что ты будешь требовать от своих подчиненных, ты должен уметь безукоризненно выполнять сам, иначе нельзя будет правильно руководить и командовать ими. Ты должен хорошо знать каждого своего подчиненного, памятуя, что люди не бараны, и у каждого есть свои особенности и склонности к тому или иному делу, в соответствии с чем, ты должен с них спрашивать и распределять обязанности по специальности…».
В ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова хранят и приумножают традиции адмирала С.О.Макарова:
- проводится ежегодная церемония «Посвящение в курсанты» первокурсников не раз проходила на Якорной площади г. Кронштадт у Памятника адмиралу С.О.Макарову с его заветом: «Помни войну», обязывая ребят вдвойне гордиться принадлежностью к российскому флоту и славному имени легендарного адмирала.
- ежегодно во всех учебных городках организованно проходят торжественно-траурные мероприятия, посвященные Дню памяти адмирала С.О. Макарова - дню гибели прославленного адмирала на эскадренном броненосце «Петропавловск». В этом году в Университете отмечали 172-годовщину со дня рождения адмирала С.О. Макарова и 117-ю годовщину его гибели на броненосце «Петропавловск».
- стало традицией проводить ежегодные Международные научно-практические конференции «Макаровские чтения» с приглашением для участия в них и выступления сотрудников Центральной военно-морской библиотеки, Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества, Российского Государственного Архива военно-морского флота и других морских организаций и морских военно-учебных заведений;
- известный наказ «В море - значит дома», который в другом варианте звучит: «В море я у себя дома, а на берегу в гостях» - в полной мере претворяется в прохождении нашими курсантами учебных практик и стажировок на судах морского флота, в том числе в ежегодных дальних морских походах на ПУС «МИР», включая духовно-патриотические;
- проводится ежегодная яхтенная парусная регата на кубок адмирала С.О. Макарова;
- и многие, многие другие мероприятия организовываются и проводятся с обучающимися университета за годы их становления, как личности в университете.