Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Метауниверситеты и большой адронный коллайдер у себя дома: как метавселенная влияет на образование и науку

Часто мы слышим новости о том, как метавселенная используется в развлекательных и коммерческих целях. Например, модные дома разрабатывают эксклюзивную одежду для виртуальных аватаров, знаменитости выпускают невзаимозаменяемые токены (NFT) и выступают с концертами в метамирах, открываются первые метабанки и метаотели. Но какие возможности метавселенная предлагает сферам науки и образования? Появится ли мета-ИТМО и как могут измениться технологии в ближайшем будущем? Эти вопросы мы разобрали вместе с деканом факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО Александром Капитоновым.

По пунктам:
Для начала разберемся, что такое метавселенная и чем она отличается от VR- и AR-проектов?
Кто и зачем создал метавселенную?
Как устроена метавселенная? Есть ли у нее какие-то отличительные черты?
NFT-токены, биткоины, виртуальные вещи — а какие еще возможности может предложить метавселенная?
Как метавселенная может помочь ученым?
А что насчет обучения и получения образования в метавселенной? Будет ли у нас мета-ИТМО?
Для начала разберемся, что такое метавселенная и чем она отличается от VR- и AR-проектов?

Метавселенная — это прежде всего новый формат коммуникации человека и ценностей. Ими могут быть разные товары и покупки, сервисы. Для этого потребуются  технологии, такие как виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальности, широкополосный интернет, носимые датчики и многое другое. Все это составляет метавселенную и позволяет создавать новый формат — виртуальный мир, который неразрывно связан с реальным и существует параллельно ему.
Кто и зачем создал метавселенную?

Впервые о метавселенной заговорил писатель Нил Стивенсон, упомянув ее в научно-фантастическом романе «Лавина» в 1992 году. С того времени над концепцией виртуального мира продолжают работать многие крупные IT-компании и разработчики, например Microsoft и Epic Games. За все время интернет прошел несколько этапов развития. Если в Web 1.0 были домашние статичные страницы, то Web 2.0 — это интернет с динамическим пользовательским контентом, в котором одним из ярких представителей стала «Википедия». В ней сами участники создавали контент, генерировали его и размещали на сайте. Метавселенная — это следующее поколение интернета, онлайн-магазинов и новый формат электронной коммерции. Безусловно, это только первый шаг. Дальше появятся новые подходы и возможности, и мы увидим не только электронную коммерцию.
Как устроена метавселенная? Есть ли у нее какие-то отличительные черты?

Прежде всего, это большие инфраструктурные решения: широкополосный интернет, носимые устройства, VR- и AR-шлемы и многие другие технологии, которые позволяют связать виртуальный мир с реальным. Другими словами, виртуальный мир становится некоторым своеобразным отображением и цифровой копией реального мира, а процессы и действия, запущенные в виртуальном мире непосредственно также отображаются в реальном. Если в виртуальном мире вы провели сделку, она будет валидна и в реальном мире. Это один из базовых принципов метавселенной. Но также жизнь в метавселенной не останавливается: все события происходят в реальном времени, а в метамире может находиться неограниченное количество участников.
NFT, биткоины, виртуальные вещи — а какие еще возможности может предложить метавселенная?

Помимо электронной коммерции, речь идет о цифровых двойниках. Это технология, которая позволит работать с реальным оборудованием в виртуальном мире. Например, любой человек сможет виртуально посетить большой адронный коллайдер и последить за экспериментами, которые на нем проводятся. Также можно будет посмотреть на работу космических аппаратов — запуск ракет, отправку спутников, приземление марсоходов или других космических кораблей. Это, безусловно, изменит наше понимание и восприятие того, что существует в мире и как оно работает.
Как метавселенная может помочь ученым?

Исследователи также смогут использовать технологию цифровых двойников, чтобы провести опыт или принять участие в исследованиях. Например, на большом адронном коллайдере или любой другой дорогостоящей и сложной установке, которая находится в удаленном месте. Данные, полученные с этих установок, будут очень ценными для проведения научных исследований и развития мировой науки в целом. Кроме того, возможно, через десять лет мы увидим коллективы ученых, собирающихся в метавселенной, чтобы спланировать эксперимент, разбить его на задачи, которые может выполнить каждый из участников, и решить, каким образом они будут собирать данные. С точки зрения метавселенной, все эти технологии постепенно станут некоторой цифровой реальностью, которая облегчит и ускорит нашу коммуникацию и, безусловно, позволит развивать науку гораздо быстрее.
А что насчет обучения и получения образования в метавселенной? Будет ли у нас мета-ИТМО?

В перспективе это возможно, но есть некоторые но. Чтобы начать использовать метавселенную для обучения, необходимо преодолеть определенный технологический барьер, который сейчас, к сожалению, ограничивает развитие этого направления. Речь идет о нетривиальном восприятии информации во время общения в чатах или через Zoom. Оказывается, виртуальный мир пока лишен многих преимуществ реального, а значительная часть опыта передается невербальными инструментами, например, мимикой и жестами. Также для того, чтобы появились метауниверситеты, им необходима соответствующая экономика в метавселенной. Другими словами, если студенты зайдут в мета-ИТМО, у них должна быть возможность стать держателями токенов этого университета. Тогда метауниверситеты станут полноценным образовательным сервисом.

 
Алёна Мамаева
Журналист
вуз: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?