Проект ITMO.Expert стартовал в 2018 году, и с момента создания позиционировался как неклассическая программа профессионального развития для преподавателей Университета ИТМО. По сути, это открытая площадка для преподавателей, где они обмениваются опытом, транслируют свои лучшие практики, обсуждают возникающие проблемы, поддерживают друг друга. Как развивался проект и что ждет его в будущем, рассказываем в материале.
Не просто курсы
С самого начала проект ITMO.Expert задумывался как программа профессионального развития для преподавателей, направленная на расширение их опыта по применению современных образовательных технологий и совершенствованию на этой основе учебных курсов и образовательных программ. При этом программа построена по технологии взаимного обучения, когда каждый преподаватель может выбрать для себя роль: быть слушателем, спикером или совместить эти роли.
Как объясняет начальник отдела образовательных технологий ИТМО Екатерина Джавлах, преподаватели в большинстве случаев лучше понимают проблемы друг друга, чем эксперты извне, поэтому могут выбирать и обсуждать именно те темы, которые для них наиболее актуальны прямо сейчас:
«Преподаватели объединены тем, что работают в одном университете и помещены в общий контекст, и задачи у них тоже общие. Мы же создаем условия для того, чтобы коллеги могли обсудить актуальные вопросы друг с другом, поделиться решениями или придумать их совместно. В итоге получается обмен живым знанием, а не формализованным по учебнику. Основная ценность именно в этом», ? говорит Екатерина Джавлах.
Одна из особенностей программы ? высокий уровень адаптивности под потребности преподавателя. Это возможно в том числе за счет ее модульного построения, когда преподаватель может посещать только те мероприятия, которые ему важны и интересны.
Непрерывное обучение и модульный подход
Все образовательные мероприятия в рамках программы делятся на несколько форматов: модульные курсы, сквозные модули, летний онлайн-интенсив.
Модульный курс представляют собой отдельный образовательных продукт, который реализуется в определенные сроки по установленному расписанию, с предварительной записью на курс. В прошедшем сезоне ITMO.Expert было реализовано четыре модульных курса: «Школа начинающего преподавателя», «Как спроектировать свой онлайн-курс», «Цифровые инструменты преподавателя» и «Система оценивания».
Сквозные модули складываются из отдельных открытых мероприятий, объединенных одной тематикой. Они реализуются на протяжении всего учебного года, не предполагают установленного расписания и проводятся по мере готовности спикера выступить. Среди них ? «Тренды образования», «Soft Skills», «Цифровые сервисы», «Виртуальные лаборатории», «Онлайн-курсы», «Лучшие практики» и другие темы.
Перечень сквозных модулей открыт и определяется на основе запросов и обратной связи от преподавателей.
Все материалы прошедших мероприятий (видео, презентации, чек-листы и так далее) доступны всем желающим в формате 24/7 на проекта.
Психологическая поддержка
В рамках программы ITMO.Expert можно обсуждать не только профессиональные интересы. Как отмечают координаторы проекта, во время пандемии, когда возникла необходимость в срочном порядке переводить процесс обучения в онлайн, у преподавателей особенно проявилась потребность в психологической поддержке.
В ответ на запрос были организованы мероприятия, которые оказались очень востребованы у преподавателей. А в сезоне 2021/22 они разрослись до целого блока Mental Health, который курирует специалист по учебно-методической работе Анастасия Позднякова:
«Сначала мы подумали, что было бы неплохо расширить психологическое просвещение внутри Университета ИТМО. Мы провели несколько мероприятий вместе с коллегами из центра сопровождения инклюзивного образования (ЦСИО) и увидели большой интерес к теме со стороны слушателей. Так что в новом учебном году мы подготовили уже целых три блока: психологическое просвещение, саморегуляция, эмоции и чувства. Половину лекций читаю я сама, потому что у меня психологическое образование, или коллеги из ЦСИО. На некоторые практические занятия, например, про страхи и фобии, методы релаксации и медитации и др., я приглашала своих знакомых практикующих психологов», ? рассказывает Анастасия Позднякова.
Помимо прочего слушатели обсуждали вопросы по взаимодействию с обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Например, по этой теме был организован совместный вебинар с известным благотворительным фондом «Антон тут рядом», на котором подробно разбирали сложные и сенситивные вопросы инклюзии и развенчивали мифы о расстройствах аутистического спектра. Как отмечает Анастасия, фидбек оказался положительным, поэтому в будущем также планируются подобные встречи.
Ещё одним неожиданным результатом оказался стихийно организованный клуб психологической поддержки, в котором преподаватели встречаются с психологом ? получается своего рода групповая терапия. Пока что удалось провести только несколько таких встреч, но уже в новом учебном году этот экспериментальный формат планируется сделать регулярным.
Планы на новый учебный год
После того, как начал работу Офис сопровождения образовательных программ (входит в состав Управления проектирования и реализации образовательных программ Департамента образовательной деятельности), важным фокусом внимания, в том числе в рамках ITMO.Expert, станет работа с руководителями образовательных программ и их командами.
Новый сезон ITMO.Expert начнется уже в августе с традиционного летнего онлайн-интенсива ? он проводится, чтобы подготовить профессорско-преподавательский состав университета к новому учебному году. В рамках интенсива запланирован отдельный трек для руководителей образовательных программ, на котором будут обсуждаться актуальные бизнес-проекты и вопросы управления образовательной программой.
Еще одним новшеством станет образовательная мастерская Educational Toolkit ? единая база методических инструментов, разработанных преподавателями ИТМО. Она будет открыта для всех желающих.
«На сегодня в университете существует очень много наработок, сильных и крутых образовательных проектов, которыми преподаватели регулярно делятся друг с другом в рамках трека «Лучшие практики». Но не решен вопрос, как все эти яркие и интересные проекты вынести за пределы учебных аудиторий и стен университета. Как их тиражировать? И мы подумали, что можем предложить решение ? базу авторских разработок преподавателей на основе доказательной педагогики. Она будет размещена на нашем сайте, и любой сможет ею пользоваться», ? объясняет ведущий инженер отдела образовательных технологий Валерия Суханова.
Не самоцель, но знак отличия
Как подчеркивают координаторы, главная цель проекта ? развивать сообщество лидеров образования ИТМО, которые способны решать возникающие задачи в условиях быстрых изменений в образовательной деятельности. Поэтому удостоверение о повышении квалификации от ITMO.Expert ? скорее, знак отличия и поощрения для самых вовлеченных участников.
Получить его можно, либо закончив в течение года один-два полноценных курса, либо выступая в качестве спикера, либо активно посещая открытые образовательные мероприятия. Помимо удостоверения активные участники получают подарки.
Еще один способ поощрения преподавателей, который внедрили в рамках проекта ITMO.Expert, ? конкурс на лучшие образовательные практики и оригинальные проекты среди преподавателей университета ITMO.EduLeaders. В 2021 году премию получили пять преподавателей, а в 2022 ? два преподавателя и пять команд.
Следить за всеми активностями и мероприятиями, а также посмотреть витрину прошедших встреч можно на проекта.
Журналист