Народная песня – уникальное явление, основанное на любви - к родной земле, ее истории и людям, что объясняет удивительную жизнестойкость этого жанра в условиях тотального засилья современной массовой культуры. И каждое публичное выступление студентов кафедры русского народного песенного искусства - это признание в любви, сольное или коллективное. Именно такими получились выпускные государственные экзамены, состоявшиеся 16 и 17 июня в Камерном и Концертном залах института.
Тема трепетного отношения к родине объединила программы магистрантов: «Я люблю тебя, Россия» Владислава Рашкова, «Люблю цябе, мой бераг родны» Любови Русакович (научный руководитель - Т.В. Шастина, доцент, кандидат педагогических наук), «Ты взойди, красно солнышко» Данила Тотьмянина, «Березы России» Анны Яшмановой (научный руководитель – В.М. Сивова, заведующая кафедрой, заслуженный работник культуры РФ, профессор, кандидат педагогических наук). Выпускники продемонстрировали высокое вокальное мастерство в исполнении разножанровых фольклорных образцов и сочинений композиторов России и Беларуси. А самое главное – свое - заинтересованное, любовное отношение к выбранному материалу. В создании теплой и живой атмосферы солистам помогали: ансамбль студентов 3 курса «Родник» (руководитель Т.В. Шастина), В. Иванов (волынка), А. Козлова (скрипка), С. Сугробова (цимбалы), Т. Филиппова (домра), И. Ефимов (контрабас), А.В. Шастин (баян), Ю.В. Артамонов (баян), Л.Н. Баканова (фортепиано).
Погружение в безграничный мир народной песни продолжилось на выпускном экзамене бакалавров – ансамбля «СВЕТИ-ЦВЕТ» с участием студентов 1 курса. Его художественный руководитель, старший преподаватель кафедры О.А. Лазарева, человек ищущий, любящий творческие эксперименты, и участники коллектива долго искали тему и формы финального выступления. В итоге, как выразилась научный консультант проекта, доцент, кандидат искусствоведения Е.Е. Васильева, выбрали для первой части «песни четырех концов России, как четырех сторон света». Это фольклорные образцы Курской земли, Псковщины, Белого моря, Рязани. Ведь Россия – «разноликая, разнообразная» страна, и чтобы ее «понять и полюбить, нужно вслушаться в эти голоса, каждый – особенный, каждый – родной». Все блоки включали обрядовые или календарные, лирические или протяжные опусы и завершались веселой пляской. Во второй части были представлены «песни стран православного мира, культура которых исторически переплетена с Россией»: Сербии, Грузии, Литвы, Болгарии и Беларуси. Отказавшись от театрализации и традиционной фольклорной атрибутики, артисты ансамбля засчет вдумчивого, любовного отношения к тщательно отобранному материалу смогли воссоздать живое, красочное звучание, специфику характера, темперамента жителей различных регионов и стран. Этому также способствовали подбор костюмов и оригинальное сценографическое решение: сменяющие друг друга на экране-заднике и напоминающие детские рисунки изображения фрагментов карты России и представленных государств (художник Ю. Смирнова).
В третьем блоке, как «воплощение языка, истории и философии Родины», прозвучали хоровые сочинения и обработки народных песен Д.Д. Шостаковича, получившие в интерпретации выпускников и студентов кафедры новое дыхание и особый колорит звучания. Завершающее программу сочинение великого композитора XX века «Венули ветры» определило ее название и направленность: «из веков минувших – в век нынешний». Творческий проект ансамбля «СВЕТИ-ЦВЕТ» можно назвать концертом - путешествием во времени и пространстве. Благодаря высокому качеству сольного и ансамблевого исполнения, содержательному объему, детально выверенным мизансценам, оригинальному художественному оформлению и разнообразному инструментальному сопровождению - П. Вилков (аккордеон, гармонь, фортепиано), А. Больбот (гитара), А. Горохов (кахон), Д. Старцева (кларнет) – он мог бы быть представлен на известных концертных площадках Санкт-Петербурга и России.
Л.Н. Баканова