Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

«Менторство — это круто»: зачем получать опыт преподавания еще в студенчестве и как это поможет в жизни

«Менторство — это круто»: зачем получать опыт преподавания еще в студенчестве и как это поможет в жизни
 — это возможность рассказать о своих достижениях в образовательной деятельности. Причем в конкурсе соревнуются не только опытные преподаватели, но и студенты — участники программы , на которой магистранты и аспиранты ИТМО проходят обучающий курс по педагогической деятельности, а затем помогают организовывать и проводить занятия. Зачем студентам самим становиться преподавателями еще во время обучения, какие возможности дает программа ITMO.Mentors и как проводить занятия так, чтобы одногруппники просили вас в чате вести все дисциплины, они рассказали ITMO.NEWS.

Участники программы ITMO.Mentors — студенты магистратуры и аспирантуры ИТМО — помогают педагогам готовить материалы и проводить лекционные и практические занятия по разным дисциплинам. В прошлом году жюри конкурса ITMO.EduStars впервые отметило лучших менторов: ими стали аспирант третьего курса Института перспективных систем передачи данных Артем Петренко, магистрантка второго курса факультета инфокоммуникационных технологий Алена Бокарева и магистрантка второго курса (сейчас ― выпускница) факультета энергетики и экотехнологий Маргарита Вольф. Победители получили грант в размере 100 тысяч рублей, который они могут потратить на образовательные цели ― получить новую профессию, повысить квалификацию или пройти краткосрочные курсы.

Также жюри оценило работу и вручило специальный приз двум менторам, которые сопровождали дисциплины на английском языке, — аспиранту второго курса Нового физтеха Даниилу Бобылеву и аспиранту третьего курса факультета фотоники Халдуну Нассеру.

Артем Петренко
аспирант Института перспективных систем передачи данных

— Я поступил в аспирантуру, чтобы больше приобщиться к преподавательской деятельности и образовательному процессу. У меня в аспирантуре проводятся занятия, направленные на развитие преподавательских навыков, но мне хотелось пройти дополнительные курсы повышения квалификации. Поэтому когда в ИТМО запустили программу для менторов, я решил в ней поучаствовать. Здесь я получил знания по педагогическому дизайну, soft skills и организации занятий, которые очень помогли и до сих пор помогают мне в преподавании. Была еще одна причина, почему я подал заявку на ITMO.Mentors: я хотел получить практический опыт как преподаватель. Раньше мои руководители приглашали меня на пары, чтобы я рассказал студентам о своей работе в исследовательских проектах, а теперь я сам могу делиться информацией, которую считаю практически полезной для них.

Как строилось участие в программе

С сентября 2020 года по май 2021 года я помогал доценту института перспективных систем передачи данных Евгению Сергеевичу Колодезному вести дисциплину «Введение в профессиональную деятельность» на факультете наноэлектроники. Здесь первокурсникам рассказывают об областях применения разных устройств оптоэлектроники и базовых принципах, которые лежат в основе их работы. Также мы объясняем студентам, кем они могут стать в будущем. Поэтому перед нами стояла сложная задача — передать фундаментальные теоретические знания и подсказать что-то на практике. Я организовал проверочные работы, практические и лабораторные занятия, готовил материалы и проверял отчеты студентов.

К слову, мне очень сильно повезло попасть в менторы именно к Евгению Сергеевичу. Во-первых, это один из тех сотрудников, которые стремятся вносить больше инноваций в процесс преподавания. Во-вторых, для него действительно важен материал, который он преподает, и результат работы, при котором студенты получают что-то полезное на занятиях. Поэтому я рад, что мог обсудить с ним нововведения и средства визуализации и интерактивности.

В преподавании я стараюсь придерживаться миссии и ценностей ИТМО, и самое главное для меня — любовь к студентам. Я прекрасно понимаю, что к каждому из них нужно найти подход. Также важно учитывать, что все они приходят в университет, чтобы получать знания и навыки для работы. Поэтому я стараюсь строить каждое занятие так, чтобы было понятно, зачем оно нужно и к чему приведет. К тому же я очень лояльно отношусь к ошибкам, потому что это полноценная составляющая обучения, а задача ментора — наставлять студентов на правильный путь. Например, на открытом занятии нужно было провести лабораторную работу по исследованию электрических характеристик лазера. Вместо того, чтобы самому читать теоретическую справку об изучаемых в рамках работы зависимостях на оборудовании, мы вместе вывели их со студентами в формате семинара. Мне кажется, так они запомнили информацию лучше. Возможно, именно такой подход оценило жюри конкурса.

Что дало участие в программе

Еще во время работы ментором я подал заявку на конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, а с сентября 2021 года получил должность ассистента. В этом семестре я веду дисциплины «Световые и лазерные технологии» и «Конструирование элементов систем передачи данных», а также принимаю участие в организации учебной ознакомительной практики.

Алена Бокарева
магистрантка второго курса факультета инфокоммуникационных технологий

— У меня есть цель — я хочу работать преподавателем в ИТМО. Пока не подхожу на эту должность по ряду формальных критериев, но много работаю над тем, чтобы получить необходимые навыки. Поэтому когда я узнала о программе для менторов, решила участвовать. Для меня это стало возможностью заявить о себе и сделать важный шаг на пути к своей цели. Структура программы оказалась для меня понятной ― когда я работала в компании, участвовала в похожей инициативе и занималась подготовкой новых кадров.

Как строилось участие в программе

Сначала я преподавала дисциплину «Стандартизация и сертификация» вместе с Верой Леонидовной Ткалич. Наша работа строилась в формате поддержки: я проводила часть практических и лекционных занятий и была больше подопечной преподавателя. В следующем семестре у меня было больше самостоятельности. С  мы провели занятия по «Инфокоммуникационным технологиям». Нам удалось удобно разделить обязанности: часть студентов, которые приходили очно, учились у нее, а вторая половина на дистанционном обучении — у меня.

Вместе с Наталией Николаевной мы решили, что нам очень важно обучить первокурсников работе с первоисточниками. К сожалению, мы не можем просто найти информацию в интернете и использовать ее. Нужно найти источник, которому можно доверять, и знать, кем и когда была опубликована информация. Также я старалась помочь студентам понять, чем они хотят заниматься в жизни, расширить их кругозор ― так или иначе, любую задачу из жизни можно привести к инфокоммуникационным технологиям. Например, у них было задание сравнить мессенджеры и написать, что можно в них изменить.

Когда ко мне на открытое занятие должны были прийти эксперты конкурса, моя дисциплина закончилась. Но офис поддержки сотрудников разрешил мне взять другую дисциплину, и я попросила Наталию Николаевну дать мне провести еще одно занятие. У меня было три дня на подготовку материала. К слову, это было занятие у моих одногруппников по теме, которая многим может показаться довольно скучной, — ГОСТ по жизненному циклу мобильного приложения. Чтобы меня подстраховать, Наталия Николаевна подключилась к уроку. Сначала у нее было серьезное лицо, и стало даже немного страшно. Но когда всё закончилось, она сказала мне: «Как хорошо, что это было последнее занятие, потому что после такого я не знаю, как проводить дисциплину. Ты поставила высокую планку». А одногруппники после занятия просили в чате, чтобы я вела у них все дисциплины. Во время урока мы вместе решали квиз и работали на онлайн-доске Miro, в итоге «сухой» ГОСТ получилось разобрать достаточно весело, интересно и полезно. Результаты итогового тестирования показали, что благодаря игровому подходу ребята запомнили информацию и ответили правильно почти на все вопросы.

Что дало участие в программе

Когда менторская программа началась, желающих было много, но постепенно их становилось всё меньше. Это хороший опыт, который дает понять: хочешь ли ты и можешь ли заниматься преподаванием. К тому же, я поняла, каково это — работать в образовательной структуре. Благодаря опыту участия в программе, я прошла все курсы повышения квалификации за полгода, а их было около 14-15 штук. Я люблю учиться, и это был отличный опыт обучения по разным дисциплинам, особенно мне запомнился «Педагогический дизайн». Дальше я планирую поступать в аспирантуру и, возможно, там у меня получится стать педагогом.

Даниил Бобылев
аспирант второго курса Нового физтеха

— В магистратуре я начал помогать своему научному руководителю Максиму Горлачу с проверкой домашних заданий студентов. Переход в аспирантуру позволил мне глубже погрузиться в детали образовательного процесса и проводить полноценные практические занятия. В это же время университет запустил программу ITMO.Mentors, в которой я и решил поучаствовать. Мне кажется, это было очень своевременным решением, потому что я хотел продолжить преподавать. А еще я приобщился к преподавательскому сообществу, прошел подготовительные курсы и получил приз, став лучшим ментором.

Как строилось участие в программе

Научный руководитель вел теоретические занятия на курсе «Электродинамика метаматериалов» для студентов магистратуры на английском языке. Моей главной обязанностью было проведение практических занятий по определенному списку тем, но я мог сам решать, как строить процесс обучения. В течение всех занятий мы со студентами решали задачи, связанные с вопросами распространения электромагнитных волн в разных средах. Я очень много времени вложил в подготовку занятий: организовал их структуру, подобрал пул задач и способы решения, которые могли быть неочевидны студентам.

Однако параллельно с преподаванием я сам посещал занятия по программе подготовки менторов. Они оказались весьма полезными при планировании структуры моих практических занятий, особенно когда университет перешел на гибридный формат. Например, я узнал о таких онлайн-ресурсах, как Miro, Quizizz и Canvas. Мне также очень понравился объяснительно-рекомендательный характер курса подготовки, его лаконичность и ненавязчивость. По завершении программы подготовки было приятно, помимо сертификата о повышении квалификации, получить приз. Думаю, жюри конкурса оценило, что я вел занятия на английском языке.

Что дальше

Я хочу преподавать и планирую заниматься этим и дальше. Поэтому в перспективе, возможно, буду участвовать в конкурсе на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Я уверен, что эта деятельность держит мозг в тонусе: я постоянно обращаюсь к своим знаниям, разбираю задачи и ищу способы, как объяснять их другим.

Маргарита Вольф
выпускница факультета энергетики и экотехнологий

— На первом курсе магистратуры я познакомилась со своей научной руководительницей ― Мариной Александровной Кустиковой ― и помогала ей вести дисциплину «Метрология» за год до появления программы ITMO.Mentors. Мне нравится преподавать: я из семьи педагога, около четырех лет работаю репетитором и продолжаю до сих пор объяснять физику и математику школьникам разных возрастов. Но я ни разу не работала со студентами, поэтому было интересно попробовать.

Как строилось участие в программе

Во время ITMO.Mentors я помогала преподавать лекции и практические занятия по «Метрологии» для первокурсников разных направлений. Поскольку за Мариной Александровной было закреплено несколько менторов, нагрузка между нами распределилась. Я больше занималась подготовкой материалов для лекций, а Диана Гатауллина и Валерия Омельяненко — для практических занятий. Мы собирались вместе в Zoom, чтобы обсудить тему занятия и продумать интересную подачу материала. Чтобы заинтересовать студентов, мы старались давать больше заданий, связанных с практическим применением. Мы проверяли знания студентов с помощью квизов и онлайн-опросов, тем самым стараясь уйти от проверочных на листочках. У студентов был постоянный доступ к облачному хранилищу, в котором были собраны данные по посещаемости, текущим баллам, материалам лекций и лабораторным работам. Более того, мы создали краткие видеообзоры по разделам дисциплины для систематизации знаний

Открытое занятие, на которое пришли эксперты конкурса, прошло отлично. Оно проходило в формате лекции, так как мне комфортнее работать с большим количеством слушателей. Кроме того, это занятие как раз было контрольной точкой, которая определяла результаты студентов за целый раздел. Еще мы добавили поощрительные бонусы: обычно за правильные ответы ребята получали баллы, а тогда мы дали им еще и шоколадки. На занятии я очень нервничала, а Марина Александровна всячески меня поддерживала. Новость о победе в конкурсе меня шокировала. Я видела, сколько менторов работало в ИТМО, и все они были достойны стать лучшими.

Что дало участие в программе

Я считаю, что менторство — это круто. Когда я училась в бакалавриате в другом университете, мне не хватало человека своего возраста, к которому я могла подойти и задать вопросы по дисциплине, а у ребят на курсе была такая возможность. Благодаря программе я получила классный опыт работы с большой аудиторией — 90 взрослых человек, которые могут отстоять свою позицию и оценить, насколько полезную и качественную информацию им дают. Сейчас я готовлюсь к поступлению в аспирантуру по направлению своего первого образования — инженер по мехатронике и робототехнике.

Журналист
вуз: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?