В статье рассматривается влияние римского классика Горация на российскую бардовскую поэзию середины XX века. Этот античный поэт стал востребованным в эпоху оттепели и его чаяния и настроения совпадают с настроениями поколения «шестидесятников». Несколько примеров убедительно демонстрируют типологическое, и даже генетическое родство тематики и стилистики поэзии Горация – и песен на стихи А. Городницкого, А.Галича, И.Бродского, М.Щербакова. Гораций рассматривался как великий античный классик, но одновременно как поэт скорее аполитичный, безразличный к общественным и моральным проблемам, поэт - эпикурейской наклонности. В то же время в его поэзии, создававшейся в Век Августа, во времена общественной стабильности, переходящей в стагнацию, отражается чувство неопределенной тревоги, тоски, экзистенциального напряжения, предчувствия грядущих катаклизмов, которое оказалось близким российской творческой интеллигенции 1960-80-х гг.
Справка:
«Terra Aestheticae» – журнал Российского эстетического общества, организации, взаимодействующей с Международной эстетической ассоциацией (IAA), крупнейшей в мире в области эстетики.
Анна Викторовна Успенская – Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник сферы образования РФ, доктор философских наук, Почетный профессор СПБГУП. Работает в Университете с 1994 года. Анна Викторовна внесла значительный вклад в развитие СПбГУП, благодаря ей в учебный процесс внедрены новые обучающие программы и технологии, отвечающие современным мировым образовательным стандартам.
Автор более 95-ти научных и учебных публикаций. Основные направления научной деятельности – русская литература XIX века и ее связь с античной литературой, греческие и римские поэты в переводах русских писателей, творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, творчество Д.С. Мережковского, В. Набокова, из писателей XX века – поэзия И. Бродского.