Премию по полмиллиарда долларов каждый получили за успехи в учебе два воспитанника школы «Умные ясли», которой руководит учитель физики, русского языка и литературы Леонид Филиппов. Сам Леонид Иосифович подтвердил достоверность этой информации, сделав, правда, небольшое уточнение:
- Доллары эти были не американские, а африканские, и каждая премия в пересчете на наши деньги равнялась 160 рублям. Но не будем придираться к мелочам. Зато детям понравилось. Они пришли домой, сказали: вот я заработал полмиллиарда.
Эту забавную историю учитель, не жалующий общепринятую пятибалльную систему отметок, рассказал в ответ на мой вопрос:
- КАК ЖЕ ВЫ, УСТРАНИВ ОБЫЧНЫЕ ОЦЕНКИ, ОТМЕЧЕТЕ УСПЕХИ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- У нас есть своя система поощрений тех, кто лучше, как, впрочем, и порицания «сачков». Лучшие получают свои награды в конце каждого периода. Например, в конце полугодия я выдал две медали. А еще мне из Америки друзья привозят медаль «За успехи» - настоящую красивую медаль, позолоченную – за достижения в физике, математике и в других науках. Это моя личная медаль. В этом учебном году ее пока еще не заработал никто. А еще каждого 22 декабря, когда у нас солнцеворот, я одному или двум ученикам вручаю премию «За самый большой прогресс» - тем, кто лучше всех продвинулся. Это как раз и есть тот самый миллиард африканских долларов, причем настоящих, с водяными знаками.
Четыре года назад в материале «Мы собираем белых ворон» наш сайт впервые рассказал об инициативе преподавателя ФТШ Леонида Филиппова, который занялся поиском и воспитанием резерва лицеистов. Он ищет такие таланты среди особо одаренных петербургских школьников младших классов, которые в условиях обычной общеобразовательной школы действительно выглядят «не такими, как все» и нередко испытывают от этого острое чувство дискомфорта. Оказавшись в близкой им среде, они находят здесь друзей про увлечениям и интеллекту, начинают понимать, что их способности востребованы.
- ЛЕОНИД ИОСИФОВИЧ, КАКИЕ ПОДВИЖКИ ПРОИЗОШЛИ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ СО ВРЕМЕНИ ТОЙ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ?
- Прошло уже три года, как «Умные ясли» обосновались в Доме ученых на Лесном. Юридически мы по-прежнему – кружок, а фактически – школа. Самым маленьким сейчас – девять лет, самым старшим – тринадцать. Они учатся все вместе и всего их – 18 человек. Мы бы взяли больше, но у нас в классе умещается только девять парт. Ребят сильных найти можно, тем более, что кружок все время кого-то наверх выносит. Кроме того потихонечку, очень медленно до людей начинает доходить, что бывает домашнее, семейное образование. И этих людей становится в разы больше. Люди забирают детей домой, чтобы только не учиться в школе, особенно в «началке», потому что катастрофические тенденции, о чем я говорил четыре года назад, лавинообразно нарастают. Сколько-нибудь творчески мыслящие учителя из школы выдавливаются, потому что там - страшное количество бумажной работы. Дети становятся все проблемнее. Увеличивается количество не очень здоровых, нервных а иногда и психически неуравновешенных детей.
- НЕ СГУЩАЕТЕ ЛИ ВЫ КРАСКИ В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ?
- Судите сами. Умножение там начинают проходить в третьем классе. То есть, ребенок два года учится в школе и не может знать таблицу умножения. Между тем любой шестилетний ребенок совершенно спокойно осваивает четыре арифметических действия и может выучить таблицу умножения за один-два дня. В мои школьные времена мы уже в первом классе решали уравнения. И это была не математическая школа. Мы понимали, что буква может обозначать число. Сейчас приходят к нам в кружок ребята, которые учатся на одни пятерки, закончили четвертый класс, и они могут работать только с числами. При виде буквы они вообще не понимают, о чем идет речь. Спросил тут у ребят кто знает, что такое модуль. У меня есть и шестиклассники в кружке «Умные дети» в ФТШ - ни один ни о чем таком не слышал. Потихонечку, тихой сапой программа становится все больше и больше выхолощенной. Ребята приходят на кружок, и по ним отчетливо видно, что происходит в массовой школе. Очень хорошо кто-то из р0одителей написал: «Из мозгов ребенка делают желе». Шестилетний ребенок до школы получил хорошую подготовку, а потом его отдали в школу – и через год он стал тупым. Потому что его заставляли писать крючки и палочки, отступать на четыре клеточки и что-то зубрить наизусть. За четыре года та тенденция, о которой я говорил, приобрела еще более яркие черты. Самое главное – никто никого не учит думать, а сама среда в виде гаджетов, отсутствия книг и необходимости их читать этому способствует.
- КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СОБЛЮДАТЬ В «УМНЫХ ЯСЛЯХ»?
- У нас ограничений очень мало. Одеваться можно как угодно. На уроках разрешается сидеть или лежать на полу. Лишь бы они слушали. Главные условия у нас такие. Дети должны читать стихи. Все книги, которые заданы, обязательно нужно прочитать. Дети должны писать сочинения. Сочинений много. Не может быть у наших учеников ни про какому нашему предмету репетиторов. Это вообще нонсенс. Ну и, конечно, никаких гаджетов на занятиях.
- ПОЯСНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ КРУЖКАМИ «УМНЫЕ ДЕТИ» И «УМНЫЕ ЯСЛИ»?
- «Умные дети» - кружок отделения дополнительного образования при ФТШ: раз в неделю полтора часа. А «Умные ясли» - это моя школа, которая официально к Лицею не относится. Но все понимают, что это начальная часть Лицея «ФТШ», и большинство наших воспитанников туда уверенно поступают. Ну а учителя у нас и там, и там, естественно, - лицейские.
- ЛЕГКО ЛИ ВАМ НАБИРАТЬ УЧЕНИКОВ В КРУЖОК «УМНЫЕ ДЕТИ»?
- К сожалению, за последнее время выбор у нас сузился. Если раньше в сентябре на большой сбор в Актовом зале собиралось 250 человек, и всегда было из кого выбирать, то в прошлом году их было всего 40. Из них взять по-настоящему нужно было девятерых.
- С КАКОЙ ДОЛЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ МОЖНО ПРОГНОЗИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ ЭТИХ ОДАРЕННЫХ РЕБЯТ?
- Вряд ли возможно это безошибочно предугадать. Все решает не этот возраст, а более поздний. Самая главная опасность для всех этих сверходаренных детей, которые рано начинают, - что их можно «перекормить». И бывает, что в какой-то момент их вдруг начинает отталкивать от тех дисциплин, в которых они блистали. Так случилось с одним их самых способных моих учеников Володей Ивановым, который учился здесь по всем предметам «на шестерки». В те годы было очень модно играть на гитаре. Он тоже освоил этот инструмент. Поступил в МФТИ, проучился там года два блестяще совершенно, а потом вдруг всё это бросил, и теперь у него свой ансамбль. Он сам пишет музыку и готовится стать музпродюсером – это не человек, который вкладывает деньги, а который занимается аранжировками.
- КАК НИ ТРЕВОЖНЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВЫ ВЕДЬ, Я ЧУВСТВУЮ ОСТАЕТЕСЬ ОПТИМИСТОМ?
- Оптимистом да, причем хорошо информированным. Я ведь в общей сложности уже одиннадцать лет этим занимаюсь.
- ЗНАЧИТ, МОЖНО, НАВЕРНОЕ, ВЫДЕЛИТЬ И КАКИЕ-ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
-- Что касается прогресса, врать не буду. Никакого прогресса ни в одной области нашей я не наблюдаю. Хотя генофонд у нас хороший. Почему вообще мы существуем? Потому что в восьмой класс мы набираем детей, запущенных до невозможности. Нельзя восьмиклассников учить читать. Они не умеют читать – не в том смысле, что букв не знают, а в том, что не готовы читать серьезные книги. Они «Маугли» не читали! Для них это – мультик, вот на этом уровне... А это все-таки серьезно. Они не знают, кто такой Киплинг. Они ничего не слышали о том, кто такой Александр 1, Николай 1, когда были декабристы. У них в голове вообще ничего нет. У детей плохая память, даже у самых талантливых. А если у кого хорошая память, так она на три четверти забита компьютерными играми.
- ЕСТЬ ЛИ В ГОРОДЕ ШКОЛЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ ВАШЕЙ?
- Появилось несколько сильных школ. Но все они частные. Чтобы ребенок в такой школе учился, родителям в месяц надо выложить 50 тысяч рублей. И это многим семьям далеко не по карману . У людей упало благосостояние.
- НО ВАШИ «УМНЫЕ ЯСЛИ» - ОНИ ВЕДЬ БОЛЕЕ ДОСТУПНЫ ПО ОПЛАТЕ?
- Да, у нас дешевая школа. И в ФТШ самые недорогие кружки, но все равно даже за кружок, за второе полугодие надо заплатить 8 тысяч рублей. Надо вынуть из семейного бюджета эти 8 тысяч и заплатить, а их может и не быть. Но даже если они есть, можно ребенку купить обувь какую-нибудь или лыжи. Будет толк, если ребенок сам захотел, чтобы родители были готовы возить его сюда, чтобы он хотел этим заниматься. К сожалению, детей таких с каждым поколением становится все меньше, опять же в разы.
- НЕ БЫЛО ЛИ У ВАС ЖЕЛАНИЯ ВЕРНУТЬСЯ В НАУКУ?
- Мне важно, что я занимаюсь своим делом и понимаю, что я делаю. Кроме того это еще и радость – общаться с талантливыми детьми. А среди моих ровесников, которые закончили одну со мной группу в Политехе, я почти ни одного не знаю кто занимается этой профессией. Все так или иначе куда-то подевались. И я сейчас думаю - не дай бог, если бы я остался в физике. Ни разу не пожалел, что ушел из науки в школу. За эти 35 лет, что я учу детей, я стал бы каким-нибудь доктором наук. Кому это надо! Мне важно, чтобы, обернувшись, я сказал себе, чем занимался. Я детей учил!
Беседовал Олег Сердобольский