«Перформанс: новые формы присутствия»
1 и 2 июня 2017 года
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Пресс-релиз
3 мая 2017
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств, Институт ACTE при университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Научно-исследовательский музей Российской академии художеств представляют международную конференцию
«Перформанс: новые формы присутствия»
1 и 2 июня 2017
Место проведения: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств и Научно-исследовательский музей Российской академии художеств Университетская наб., 17, Санкт-Петербург
Конференция «Перформанс: новые формы присутствия» призвана подвести итог вековой истории перформанса с точки зрения изменений ключевого элемента этого медиа — присутствия. Мы проанализируем путь от прямого и почти наивного взаимодействия художника и зрителя, четко обозначенного рамками действа, до сложных структур, опосредованных артефактами, созданных институциями и соединенных с реальностью. Конференция будет включать программу перформансов российских и французских художников.
Темы выступлений
Открытие конференции - Семён Михайловский, ректор СПбГАИЖСА им. И.Е.Репина
«Неиспользуемый жанр?» - Поль Арденн, куратор, историк икусства, писатель, Париж,
« Искусство в жизни- искусство как жизнь. Несколько событий из CV академиста» - Иван Говорков, художник, профессор СПбГАИЖСА им. И.Е.Репина, Санкт-Петербург,
«Авто-эксперимент, искусство и биология: новая форма перформанса» - Марион Лаваль-Жанте, художник, профессор университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна,
«Норма на вкус и на укус: от публичного скандала московского акционизма 90-х до публичной жертвенности нулевых» - Дмитрий Пиликин, художник, куратор, зам. директора Музея современных искусств СпбГУ
«Фонопластический перформанс» - Дуэт Hantu (Паскаль Вебер, художник, профессор университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Монреальского университета – Жан Дельсо, художник, профессор университета Клермон-Овернь, Франция)
« Перформативный взгляд» - Ришар Конт, художник, куратор, профессор университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна, директор научно-исследовательского института ACTE,
«Перформанс и нейрокомпьютерный интерфейс» - Любовь Бугаева, Литературовед, культуролог, доцент филологического факультета СпбГУ,
«Прогулка как перформанс» - Станислав Савицкий, руководитель Центра современного искусства Факультета свободных наук и искусств СпбГУ,
«Перформанс и материнский язык » - Александр Смулянский, Философ, социолог, исследователь критической и политической мысли, Санкт-Петербург,
«Присутствие живых» - Кристоф Виар, художник, профессор университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна,
«Аспекты мимесиса в перформативных художественных практиках» -
Марина Бирюкова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников СпбГУ Санкт-Петербург,
«Тайная гостиная» - Мари де Бружроль, критик, преподаватель, руководитель лаборатории Postperformance Future Лионской Школы Изящных Искусств,
«Музей как поле боя» - Марина Колдобская, художник, куратор, Санкт-Петербург,
«Фонезия», перформанс - Анатолий Власов, художник, хореограф, режиссер, Париж,
« paroles : s?lo??d », перформанс - Полина Дубчинская, художник, исследователь, Санкт-Петербург-Париж,
Реальное тело в виртуальном пространстве. Ложная правда в искусстве перформанса» - Унъюнг Пеклее, художник, исследователь, Сеул-Париж,
“Выставка перформанса: художники-кураторы и кураторы-художники” -
Надежда Жоливе, куратор, Санкт-Петербург-Париж,
«Отсутствие», перформанс - Анна Тен, художник, куратор, Париж,
«Hybrid letter », перформанс - Данита Пушкарева, художник, куратор, Санкт-Петербург,
Тема уточняется- Надежда Маркова, сотрудник направления Art&Science ИТМО, Санкт-Петербург,
«Уличный торговец-искусствовед», перформанс - Антон Польский / Мэйк, художник, искусствовед, преподаватель РГГУ, Москва,
«Контрперформанс» - Жюли Брошен, актриса, режиссер, с 2008 по 2014 год директор Национального Театра Страсбурга.
Оргкомитет: Полина Дубчинская, Юрий Бобров, Паскаль Вебер, Мария Тетеревенкова, Ришар Конт, Анна Тен
Совсем скоро мы отметим столетие начала октябрьских событий в нашей стране. Впрочем, вот уже несколько лет во всем мире ведется отсчет и тревожным, и радостным юбилеям. Сто лет назад возник дадаизм — авангардное течение, которое, хоть и условно, послужило отправной точкой наиболее дискуссионного и радикального медиа — перформанса.
Для подведения промежуточных итогов встретились две институции — носители различных, подчас противоположных тенденций, а также представители стран, чьё влияние на перформанс неоспоримо.
Российская Академия Художеств в лице СПбГАИЖСА им. И.Е.Репина, университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Научно-исследовательский музей Российской академии художеств организуют конференцию «Перформанс: новые формы присутствия», которая пройдет в Санкт-Петербурге 1-2 июня 2017 года. Место, традиционно связываемое с академическими традициями, станет площадкой для размышления о наиболее молодом явлении в современном искусстве — перформансе.
Молниеносно адаптирующийся к изменяющейся реальности, связываемый с театром, хореографией, музыкой или хулиганством, перформанс бесконечно провоцирует дискуссии о том, чем же он является на самом деле. Это единственное медиа, которое мгновенно ускользает от говорящего, как только тот берется рассуждать о его сути. Даже ключевой элемент всевозможных определений перформанса — присутствия — тоже оказывается под вопросом.
Есть ощущения, что неприкрытое, не опосредованное ничем присутствие художника более не в состоянии донести высказывание, стремящееся за пределы черт лица и границы силуэта. Наступил ли момент, когда территория приобрела первостепенное значение и потеснила своего же представителя? Помогает ли перформанс ревалоризировать саму территорию: музейную, городскую, цифровую? Какова роль контекста в создании перформанса сегодня? Чем становится тело, аппроприированное технологиями? Почему чистого присутствия художника в рамках white room уже недостаточно?
Для поиска ответов на эти вопросы мы выбрали три направления:
- Новые технологии присутствия:
Традиционно ключевым элементом перформанса служил сам художник,
непосредственно присутствующий перед зрителем. Постепенно, с развитием новых технологий, формы этого присутствия стали расширяться. Робототехника, биотехнологии, присутствие посредством артефактов, аватары и разнообразные идентификации – мы попытаемся понять, каким образом авторы задействуют новые средства записи и обнаружения информации для создания живых художественных форм.
- Перформанс в музее: от протеста до тотального искусства:
Если в момент своего появления сама форма перформанса была оппозицией музею как структуре хранения и экспонирования объектов культурного наследия, сейчас мы наблюдаем противоположную ситуацию. Каким образом развитие новых медиа, и перформанса в частности, повлияло на музейные трансформации? Как изменился сам перформанс в процессе адаптации к музейному контексту?
- Традиционные и новые методы входа в реальность:
Перформанс балансирует между фикцией и реальностью, зачастую находясь где-то в промежутке. Тем не менее события, возникающие в ходе перформанса, т.е. фикции, могут иметь последствия за ее пределами. Каковы формы и методы живого искусства, коренящегося в реальности? Каковы наиболее радикальные примеры соприкосновения фикции и реальности? Не стоим ли мы на пороге противоположной тенденции, где четвертая стена становится непробиваемой?
Данная конференция является перформативной. Это означает, что рефлексия на заданную тему может осуществляться не только в виде доклада, но и в виде перформанса. Кроме того, будут представлены и гибридные формы, в частности, так называемые «перформансы-конференции».
Впервые Российская Академия Художеств и парижская Сорбонна создают совместное событие, несмотря на то, что сама Академия Художеств является квинтэссенцией франко-российского сотрудничества, как на уровне архитектуры здания, так и на уровне создания учебных программ. Также интересен тот факт, что оно посвящено художественному направлению, которое еще официально не представлено в учебных программах российских вузов.
Перформанс: новые формы присутствия» является первым подобного рода мероприятием в Петербурге и второй международной конференции о данном медиа после конференции Центра Современной Культуры ГАРАЖ в декабре 2013 года. Все планируемые перформансы инспирированы самой конференцией, заданы её проблематиками, либо самим местом проведения — Академией Художеств и её Научно-исследовательским Музеем.
Основная программа перформансов намечена на вечер 1 июня, однако отдельный интерес вызывают проекты, вплетенные в само мероприятие и максимально мимикрирующие под заданный контекст.
В конференции примут участие художники, историки искусства, кураторы, критики, философы, инженеры из СПбГИЖСА им. И.Е. Репина, университета Париж 1, СПбГУ, Амьенского университета, Санкт-Петербургской художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, РГГУ, ИТМО, Лионской Школы Изящных Искусств, Монреальского университета, университета Клермон-Овернь.
Конференция проходит при поддержке Французского Института в Санкт-Петербурге и Фонда Про Арте.