На ректорском совещании 19 октября обсуждались следующие вопросы:
О стипендиях Президента и Правительства РФ для студентов и аспирантов
О двух университетских конкурсах
О пилотном проекте по организации работы УВП
О порядке проведения государственной итоговой аттестации в 2016 году
1. О стипендиях Президента и Правительства РФ для студентов и аспирантов
Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проанализировала итоги участия студентов и аспирантов университета в конкурсах на получение стипендий Президента и Правительства РФ для студентов и аспирантов за три последних года. Она сообщила: несмотря на то, что по размеру стипендии относительно невелики (стипендия Президента РФ для студентов — 2200 рублей в месяц, для аспирантов — 4500, стипендия Правительства РФ для студентов — 1440, для аспирантов — 3600), это важный индикатор студенческой и аспирантской науки в Университете, элемент портфолио студента и аспиранта, который может использоваться и при поступлении в магистратуру, аспирантуру, и при выдвижении на получение иных стипендий и грантов.
В этом году в конкурсе на стипендию Президента РФ от студентов СПбГУ было подано 6 заявок (удовлетворена 1), от аспирантов СПбГУ было подано 27 заявок (удовлетворены 14). На стипендию Правительства РФ от студентов СПбГУ было подано 9 заявок (удовлетворены 7), от аспирантов СПбГУ было подано 33 заявки (удовлетворены 10). Для сравнения: РАНХиГС получил для студентов 13 стипендий Президента и 20 стипендий Правительства, МГУ — 4 стипендии Президента (подавали 12) и 13 стипендий Правительства. Для аспирантов МГУ получил 34 стипендии Президента и 30 стипендий Правительства.
Анализ динамики итогов конкурсов для студентов и аспирантов Университета, отметила Е. Г. Бабелюк, показывает, что имеет место очень незначительный, но, тем не менее, рост активности аспирантов и увеличение количества поданных ими заявок на стипендию Правительства, однако отсутствует положительная динамика при подаче заявок на стипендию Президента (хотя критерии оценки их достижений одинаковы). У аспирантов отмечен также рост количества полученных стипендий Президента по сравнению с 2014 годом (хотя максимум, достигнутый в 2013 году, не превзойден).
Е. Г. Бабелюк сделала вывод: если директора институтов, деканы факультетов и научные руководители студентов и аспирантов что-то и делают для повышения мотивации студентов и аспирантов в участии в конкурсах, то этого явно недостаточно. И необходимо организовать работу по повышению качества подаваемых на конкурс заявок (оно не выдерживает конкуренции с заявками обучающихся других вузов). Первый проректор по учебной и учебно-методической работе поручила директорам и деканам в двухнедельный срок представить предложения по организации этой работы, в том числе по определению тем заявок студентов и аспирантов на новый конкурс (сбор которых будет в мае 2016 года).
Отвечая на вопросы участников совещания, и.о. ректора И. А. Дементьев распорядился поздравить студентов и аспирантов, получивших стипендии Президента и Правительства РФ, дополнительно поощрить их и их научных руководителей. Он подчеркнул важность использования механизма персональной ответственности руководителей за достижения студентов, необходимость учета этой работы при планировании рабочего времени и нагрузки преподавателей. И сообщил, что ректором дано поручение проработать вопрос либо о включении в приложение к диплому информации об именных и повышенных стипендиях, которые получал студент в период обучения, либо о размещении в приложении к диплому сноски на раздел портала, где будет размещена эта информация. В свою очередь, в личном деле преподавателя будет отражаться информация о подготовке им (как научным руководителем) студентов и аспирантов, получавших именные стипендии. Первый проректор напомнил: как принято в Университете, вся информация о достижениях студентов будет и далее публиковаться в разделе «Внеучебная деятельность» и в разделе «Информация для работодателей».
2. О двух университетских конкурсах
Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова напомнила о том, что в прошлом учебном году в Университете широко обсуждалось Положение об университетской премии «За педагогическое мастерство», в том числе на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение». По результатам обсуждения принято решение о том, что следует проводить два конкурса и учредить две премии: «За педагогическое мастерство» и «За учебно-методическую работу». Были учтены предложения, высказанные универсантами в ходе обсуждения, выработаны критерии присуждения той и другой премии, утверждена процедура проведения этих двух конкурсов (см. Об объявлении конкурса на соискание премий СПбГУ "За педагогическое мастерство" в 2015 году; О Премии Санкт-Петербургского государственного университета «За учебно-методическую работу»).
М. Ю. Лаврикова отметила, что процедура представления кандидатов на премии не требует выдвижения или рассмотрения кандидатур на заседаниях кафедры или факультета / института (возможно только самовыдвижение научно-педагогического работника СПбГУ или рекомендация профессора СПбГУ). Но зато обязательной является публикация на портале СПбГУ в разделе «Конкурсы и гранты» всех документов, представленных соискателями премий (в том числе аудиовидеозаписи его лекции или практического занятия — для соискателя премии «За педагогическое мастерство»; результатов опроса студенческого сообщества на предмет оценки учебно-методической деятельности соискателя — для соискателя премии «За учебно-методическую работу»). Обсуждение кандидатур происходит на заседаниях конкурсных комиссий, решение о присуждении премии принимает Ученый совет СПбГУ.
3. О пилотном проекте по организации работы УВП
Начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев представил результаты анализа новой схемы организации работы учебно-вспомогательного персонала по обеспечению учебных занятий по направлению «Химия». Он напомнил, что в 2011 в Петергофе был организован центр сопровождения образовательных программ и научных исследований (ЦСОПиНИ), в котором был собран весь учебно-вспомогательный персонал, обеспечивающий проведение учебных занятий и научных исследований в области химии, физики, математики, механики и процессов управления. Для их работы были разработаны новые должностные инструкции. Еще тогда, в 2011 году, в процессе переоформления трудовых договоров выяснилось много интересного. Например, оказалось, что должности сотрудников ЦСОПиНИ занимают и наши научно-педагогические работники. И работают помимо профессорской (или доцентской) должности еще на одной-двух должностях электриков, водопроводчиков, сантехников, а некоторые «герои» совмещали сразу 3–4 такие должности. Один из профессоров Университета занимал (помимо должности профессора) даже 5 ставок (см. Материалы с приема граждан от 07.10.2015, п. 2; материал в газете "Деловой Петербург"). Да и сама работа некоторых сотрудников ЦСОПиНИ была довольно «напряженной». Вот какие обязанности некоторые сотрудники с большим успехом выполняли долгие годы (именно их многие сотрудники центра указали в своих ответах в соответствующих анкетах): «завариваю чай преподавателям», «размораживаю холодильник», «крашу стены», «довожу актуальную информацию о жизни Университета до сотрудников кафедры», «отвечаю на звонки», «выдаю ключи», «открываю и закрываю помещение» и пр. В результате после анализа подобных «трудовых обязанностей» в тот год были завершены больше 200 трудовых договоров с такими работниками.
И после 2011 года нарекания со стороны научно-педагогических работников и научных сотрудников на работу учебно-вспомогательного персонала постоянно продолжаются (см. ответ В. В. Еремеева в Виртуальной приемной СПбГУ: Жалоба на сотрудника). В связи с этим весной 2015 года был начат пилотный проект совершенствования организации работы УВП по обеспечению учебных занятий и научных исследований по направлению «Химия». В. В. Еремеев подчеркнул, что новая схема отличается от прежнего порядка несколькими принципиальными моментами, закрепленными в инструкциях:
перечень должностных обязанностей УВП был подготовлен самими научно-педагогическими работниками. Фактически содержание должностных инструкций УВП было написано директором института, заведующими кафедрами и активными научно-педагогическими работниками;
УВП оперативно не подчиняется преподавателям и заведующим кафедрами, УВП подчиняется руководителю соответствующего отдела ЦСОПиНИ. Преподаватели теперь направляют руководителю отдела ЦСОПиНИ заявки на выполнение конкретных работ с конкретными пожеланиями к функционалу исполнителя, но конкретного исполнителя определяет руководитель отдела ЦСОПиНИ;
УВП обязан сопровождать все занятия, в процессе которых может возникнуть реальный риск здоровью обучающихся;
УВП обязан обслуживать всё оборудование и готовить все занятия;
УВП не привязан, как это было ранее, к конкретным коллективам (в том числе к коллективам кафедр);
у заведующих лабораториями, заведующих отделами и у каждого научно-педагогического работника есть возможность высказать свои предложения, замечания по организации работы и качеству работы УВП в любое время и любому должностному лицу посредством использования любого из имеющихся в его распоряжении средств коммуникации внутри коллектива СПбГУ (обращения к ректору, приемы граждан ректором, проректорами (например, и.о. Первого проректора по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк; проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева), Виртуальная приемная).
В Университете создано достаточное количество современных средств коммуникации. Студенты очень активно используют все эти средства коммуникации. И действуют напрямую, а не через старост групп, курсов. Далеко не так активно используют современные средства коммуникации научно-педагогические работники. К тому же многие научно-педагогические работники почему-то продолжают считать, что они имеют право высказывать свое личное мнение о качестве работы УВП только «своим заведующим». И только те, в свою очередь, имеют право обсуждать эти вопросы с руководством Университета. К счастью, ситуация быстро меняется. Подтверждением тому являются материалы приемов сотрудников Университета ректором, проректорами (например, и.о. Первого проректора по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк; проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева), материалы Виртуальной приемной. В. В. Еремеев высказал надежду, что уже скоро все научно-педагогические работники будут регулярно использовать имеющиеся в их распоряжении средства коммуникации для налаживания эффективной обратной связи между всеми сотрудниками СПбГУ независимо от уровня их должностных полномочий.
В самом начале работы по новой схеме мнения преподавателей были разные, сотрудниками кадровой службы Университета была проведена индивидуальная работа с каждым заведующим кафедрой. Сегодня новая схема работы УВП позитивно воспринята коллективом Института химии и вполне успешно работает. Реализуются все перечисленные нововведения:
заявки от преподавателей своевременно подаются и выполняются;
работа УВП планируется по расписанию: если в расписании указана дисциплина, то назначается и лаборант;
налажен учет мнения преподавателей;
персональные кадровые предложения научно-педагогических работников начальнику ЦСОПиНИ регулярно поступают и по возможности такие предложения учитываются, поскольку носят, как правило, конструктивный характер.
Введено четкое определение должностных обязанностей УВП, четкое разграничение академических и административно-управленческих полномочий: административные полномочия закреплены только за начальником ЦСОПиНИ, а академические полномочия возложены на научно-педагогических работников. Обеспечена реализация принципа «всё для преподавателей», когда главная должностная обязанность всех (от начальника ЦСОПиНИ до лаборанта) — содействовать преподавателям в реализации образовательных программ и проведении научных исследований. В. В. Еремеев поблагодарил директора Института химии И. А. Балову за плодотворную деятельность по внедрению положительных изменений в практику работы научно-педагогических работников-химиков и начальника ЦСОПиНИ Т. В. Фролову за эффективную индивидуальную работу с учебно-вспомогательным персоналом. Новая схема показала свою жизнеспособность и эффективность. Ее можно внедрять и на других участках, где проводится большой объем лабораторных работ обучающихся.
4. О порядке проведения государственной итоговой аттестации в 2016 году
Первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о новеллах, вводимых приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» с 1 января 2016 г.
Государственная итоговая аттестация должна закончиться не позднее 30 июня, при этом ГИА может проходить в двух формах: государственного экзамена и (или) защиты ВКР, между ними должно пройти не меньше 7 дней. Вводится возможность апеллирования результатов ГИА как по процедурным вопросам, так и по содержательным (поэтому методики и критерии оценки работ должны быть четко прописаны). В связи с этим в Университете будет обязательно вестись видеозапись устных экзаменов и защит, а письменные работы будут проверяться в зашифрованном виде.
До 31 декабря должны быть утверждены председатели ГЭК — обязательно из числа работодателей, не работающих в Университете, при этом СПбГУ может самостоятельно утверждать председателей ГЭК. Состав ГЭК должен быть сформирован и утвержден за месяц до начала проведения ГИА, туда должны войти представители работодателей. И хотя по министерским правилам представителями работодателей должно быть от половины состава ГЭК, однако Университет заинтересован, чтобы комиссии на 100% были сформированы из работодателей.
В связи с этим планируется до 31 декабря утвердить график работы ГЭК в 2016 году.
За 6 месяцев до начала проведения ГИА должны быть утверждены и доведены до сведения обучающихся программы ГИА (включая программы госэкзаменов и требования к ВКР, критерии их оценки), а также порядок подачи апелляции.
За 6 месяцев до начала проведения ГИА должны быть утверждены и доведены до сведения обучающихся темы ВКР. При этом в случае уже утверждения тем обучающимися выпускных курсов Университета эти темы будут направлены организациям-работодателям для согласования, и эта информация будет вноситься в дипломы. А на следующий год темы для ВКР будут определяться работодателями, и студенты будут выбирать из списка тем, представленных работодателями.
Приказом Минобрнауки предусматривается возможность выполнения проектной ВКР (т. е. с участием нескольких выпускников).
За 30 дней до начала проведения ГИА должны быть утверждены расписания итоговых аттестационных испытаний и консультаций.
Проект ВКР обучающийся сможет разместить на портале Университета более чем за месяц до защиты, при этом окончательный вариант ВКР должен быть выставлен на портале за 7 дней до защиты. Окончательный текст ВКР с отзывом и рецензией будет бессрочно размещен в архиве открытого доступа (репозитории) СПбГУ.
За 5 дней до защиты ВКР обучающиеся должны быть ознакомлены с отзывом и рецензиями (рецензенты должны быть внешними); за 2 дня до защиты ВКР работа, отзыв и рецензии должны быть переданы в ГЭК (в Университете работа, отзыв и рецензии должны быть размещены в репозитории СПбГУ).
Результаты устного экзамена объявляются в тот же день, результаты письменного экзамена — на следующий рабочий день.
Отвечая на вопросы участников совещания, Е. Г. Бабелюк еще раз напомнила о том, как в СПбГУ будут формироваться ГЭКи, определяться темы выпускных квалификационных работ, когда будут размещаться на портале СПбГУ тексты выпускных квалификационных работ, кто будет иметь возможность выступать рецензентом этих работ и какая информация о подготовке, проведении и результатах защиты выпускных квалификационных работ будет отражаться во вкладышах дипломов выпускников СПбГУ (см. Материалы ректорского совещания от 12.10.2015, п. 3; Итоги заседания Ученого совета СПбГУ 28 сентября 2015 г).