«Довольно долго самым популярным названием для книг о Шекспире было «Шекспир — наш современник». Сама идея была шестидесятнической, связанной с молодостью, обновлением, шестидесятническим понятием современности, — рассказал Игорь Шайтанов. — И мы все как-то очень поверили в то, что Шекспир действительно наш современник, но мне кажется, что стоит попытаться самим стать его современниками. Тем более есть повод: та эпоха, которую 400 лет назад начал этот драматург, сейчас заканчивается, и у нас появляется возможность посмотреть на нее немного отстраненно».
Современный театр — полностью режиссерский, но этому явлению всего 100 лет, и за ХХ век оно дошло до своей крайности: театроведы считают, что режиссер убил актера и автора. И сегодня мы говорим о том, что автор умер, но когда Шекспир пришел в театр, можно сказать, что автор еще не родился — тогда пьесы писались так, как сейчас сценарии для сериалов, в несколько рук.
Поэтому в творческой биографии Шекспира существует проблема авторства/соавторства: а Шекспир ли написал все эти пьесы? Игор Шайтанов высказал собственную точку зрения на «шекспировский вопрос». «Я исхожу из презумпции невиновности, — сказал ученый. — У нас что, не хватает свидетельств того, что это Шекспир? Никто не сомневается: такой человек был, сохранилась запись о крещении в церковной книге. Информации о дате рождения нет, но тогда детей крестили на второй-третий день, поэтому исследователи решили, что драматург родился примерно 23 апреля 1564 года. Но был ли автором знаменитых произведений человек, который родился и умер в Стратфорде-на-Эйвоне и работал актером в Лондоне? Шекспировский вопрос в том и состоит: можем ли мы связать человека из Стратфорда и драматурга из Лондона? Простые аргументы, связанные, например, с Беном Джонсоном, назвавшим Шекспира эйвонским лебедем, доказывают, что да. Поэтому вопрос можно закрыть. Или же признать, что Бен Джонсон участвовал в игре вокруг авторства пьес». В этом случае ученым придется «копать» дальше.
Существует также проблема хронологии — важно понять, когда именно были написаны пьесы и в каком порядке. Интригует ученых и проблема текстологии: как тексты шекспировских произведений соотносятся с пьесами под теми же названиями, которые были известны и ставились в театрах до Шекспира?
Один из важнейших вопросов, стоящих перед исследователями, — как Шекспир пришел в театр. Есть несколько версий. Самая распространенная — влюбленный в театр мальчик из Стратфорда смотрел на заезжих столичных актеров и, возможно, уехал с труппой в Лондон. Достоверно неизвестно, чем занимался молодой Уильям первые несколько лет в столице, но общепризнано, что самым важным временем для развития его творчества были два года чумы — с июня 1592 по лето 1594 года, когда в театрах почти ничего не ставилось. Шекспир в эти два года (ему надо кормить семью) начинает зарабатывать тем, за что ему платят. Он пишет две поэмы, одна из которых «Лукреция». Так чума сделала его профессиональным поэтом, а когда профессиональный поэт снова приходит в театр, он начинает писать совершенно иначе, на более высоком уровне. Летом 1954 года не только открылись лондонские театры, но в них были оставлены лишь две труппы, для одной из которых, «Слуги лорда-камергера», Шекспиру и пришлось срочно создавать репертуар.
Интересен тот факт, что, например, сама пьеса «Гамлет», написанная в 1600–1601 годах, как и многие другие произведения Шекспира, воспринималась многими современниками как блокбастер и пользовалась огромной популярностью даже у ремесленников, покупающих дешевые стоячие места в партере (партер стал престижен после, когда там появились кресла). Вряд ли первые зрители «Гамлета» понимали душевные метания принца датского, но трупы, кровь и трагедия мести привлекали людей.
Справка: Игорь Олегович Шайтанов — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой сравнительной истории литератур историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ (Москва), главный редактор журнала «Вопросы литературы». Специалист в области сравнительного изучения литератур. Направления научной деятельности: история английской литературы, русско-английские литературные связи, история поэзии, теория жанра, мифотворчество в русской культуре. Автор многих работ по сравнительному литературоведению, в том числе: «Западноевропейская классика: от Шекспира до Гёте» (М., 2001), «Дело вкуса: книга о современной поэзии» (М., 2007), «История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения» (М., 2009), «Шекспир» (М., 2013).