Ураново-ториевый метод изучения основан на вычислении возраста пещерных отложений по соотношению изотопов урана и тория. Он позволил ученым определить максимальный возраст древней живописи. Так, например, было установлено, что возраст рисунков с изображением животных в пещере Шове колеблется между 35,3–38,8 тыс. лет. А изображения в испанской пещере Нерха оказались еще старше — 43,5–42,3 тыс. лет. Полученные результаты удивили ученых, ведь рисунки в пещерах представляют собой образцы по-настоящему высокого мастерства. До недавних пор ученые считали, что люди того времени не могли создавать столь совершенные изображения. При атрибуции рисунков исследователи опирались на схему периодизации, разработанную известным французским археологом Андре Леруа-Гураном. Опираясь на стилистические особенности изображений, археолог выделил и описал четыре основных стиля и разделил на пять хронологических этапов. Согласно этой схеме периодизации, рисунки в пещерах Шове и Нерха должны быть значительно младше. Однако это не так. Более того, ученые установили, что рисунки делались с большими интервалами во времени — в тысячи лет.
Сейчас ученые пересматривают свои взгляды на развитие первобытного искусства — пещерной живописи и наскальной росписи. С точностью можно сказать одно: наши предки были куда более высокоразвиты, чем мы представляли до сих пор. Интерес к первобытному творчеству растет не только со стороны научного сообщества. Доказательством этому служит выставка Британского музея в Лондоне «Искусство ледниковой эпохи. Появление современного сознания». Она прошла в 2013 году впервые за 260 лет, ее посетили миллионы человек.
Справка: Арсен Анатольевич Фараджев более двадцати лет изучает петроглифы Карелии в полевых условиях. После окончания художественно-графического факультета Педагогического университета им. В. И. Ленина обучался на кафедре археологии исторического факультета МГУ. В 2002 году в Московском государственном университете защитил кандидатскую диссертацию на тему «Петроглифы Карелии», предложив решение научной проблемы, существовавшей более 150 лет. С 1995 года Арсен Фараджев представляет Российскую Федерацию в Международной федерации организаций по изучению первобытного искусства.
Проводил полевые исследования в Кабардино-Балкарии на Кавказе, на севере Португалии в районе Фош-Коа, в долине реки Везер на территории Франции, на севере Италии и Германии, в Черногории, в районе Которского залива, на территории Центральной Индии в районе Бхапала, на юго-востоке Австралии в районе Сиднея, в штате Пиауи в Центральной Бразилии, на юго-западе Соединенных Штатов Америки в штатах Юта и Аризона, а также в штате Пенсильвания.
В круг научных интересов ученого входят изучение первобытного творчества, защита наскальных гравировок и писаниц от биологических деструкторов, физико-химического разрушения, а также популяризация первобытного изобразительного творчества.