logo 1Если сравнить итоговые данные 2014 года с прошлогодними в целом – кажется, ничего не изменилось. Та же позиция (150-200) по математике, и отсутствие университета в Топ200 по другим областям знаний. Но анализ частных данных показывает позитивную динамику показателей почти всех во всех областях. Особенно радует рост наукометрических показателей. Так показатель цитирования вырос в областях «Физика и астрономия» и «Науки о материалах» сразу на 4 пункта (из 100), в областях «Науки о земле» и «Компьютеры и информационные системы» - на 11 пунктов. Показатель, отражающий качество публикаций (кумулятивный индекс Хирша), вырос на 7,3 пункта у математиков и сразу на 14 пунктов – у материаловедов. Такая динамика является прямым следствием верных управленческих мероприятий, направленных на финансовое стимулирование публикационной активности, которые проводятся в СПбГУ в течение последних 4 лет. Повысилось академическое признание наших ученых в области информационных технологий (+1,5 пункта), наук о земле (+2,9), математики (+4) и экологии (+5,1). Выросло также признание со стороны работодателей – причем в области «Физика и астрономия» этот показатель вырос сразу на 14 пунктов.
Полученная динамика обнадеживает. Во-первых, можно ожидать вхождения в следующем рейтинге в Топ200 наших физиков – их показатель не добрал до заветной черты всего несколько пунктов. Довольно плотно за ними идут также специалисты по областям «Науки о земле», «Компьютеры и информационные системы» и «Химия». Рывок сделан в области «Статистика и операционные исследования», которая в прошлые годы даже не рассматривалась в списке 250-300. Так что есть основания ожидать существенного улучшения позиций по областям в следующем году.
Результаты глобальных рейтингов университетов представляют собой айсберг. Список, публикуемый для всеобщего обозрения - это вершина айсберга, возвышающаяся над водой. Средства массовой информации видят именно эту часть. И хотя она крайне важна для позиционирования достижений университета на поле международной конкуренции, но это – обобщенный показатель. Для университетской администрации гораздо более важной является часть айсберга, недоступная для случайного наблюдателя – информация о достижениях или провалах отдельных направлений, интегрируемых в итоговой позиции. Анализируя динамику частных показателей на протяжении последних лет на основе своих данных, которые составители рейтингов предоставляют непосредственно университету, можно выявить сильные стороны, которые поднимают позицию вуза, и слабые, которые мешают продвижению. Именно эти данные позволяют корректировать политику развития университета в целом и принимать эффективные управленческие решения по направлениям, результаты которых в краткосрочной перспективе должны оказать позитивное влияние на общую позицию в рейтинге. Рейтинг QS по областям знаний в этом смысле очень показателен.