Главные дискуссионные вопросы встречи заключались в том, нужен ли международный мэйнстрим российской психологии и, наоборот, нужна ли она мэйнстриму.
Под мэйнстримом лектор предложила понимать основной поток мировой психологии, представленной в основном на английском языке в Web of Science.
По мнению докладчика, отношение к мейнстриму сегодня - главный вопрос профессионального самоопределения каждого российского психолога, с самого начала своего образования активно ассимилирующего продукцию зарубежной иноязычной науки и, в то же время, в подавляющем большинстве говорящего и пишущего только по-русски.
Профессор выделила три группы в российском профессиональном сообществе психологов: «славянофилы»(последователи аутентичныхроссийских теории, ориентированных на российскую культуру, ментальность и практику, настроены «контрглобалистически»), «западники» (последователи западных теорий, ориентированы на интеграцию) и представители субъектно-деятельностного подхода. Последняя группа сильна методологическим фундаментом, но испытывает серьезные проблемы из-за несовпадения терминов при переводе с русского на английский и наоборот. Для интеграции субъектно-деятельностного подхода языковая проблема - важнейшая. «Мы стоим перед необходимостью объяснить западным коллегам суть наших теорий на их профессиональном языке, а это непросто сделать даже по-русски. Но другого пути нет», - подчеркнула И. А. Мироненко.
В то же время, по мнению И. А. Мироненко, мировая психология и российская психология нуждаются друг в друге: «История и теория отечественной психологии интересна нашим западным коллегам. Теории Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна вызвали большой интерес у зарубежных психологов и уже живут в международном мейнстриме собственной жизнью, но их развитие у нас в стране было и остается иным, и более глубоким. Теории Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, В.С.Мерлина и развитие этих теорий последователями вообще остаются практически неизвестными зарубежным коллегам, а они представляются весьма актуальными в контексте современного теоретического дискурса. Нам есть, что сказать. Однако не следует думать, что мэйнстрим сам «придет и заберет» нас к себе, мы сами должны отправиться ему навстречу».
Ирина Анатольевна также добавила, что для ускорения процесса интеграции следует разобраться в дискурсе современной мировой психологии, найти там свое место и входить в мэйнстрим собственными силами.
Справка:
Ирина Анатольевна Мироненко - доктор психологических наук, профессор ЛГУ им. А.С.Пушкина. Основная область научных интересов Ирины Анатольевны - развитие российской психологии в постсоветский период, рассматриваемое в контексте интеграции мировой психологической науки.
Приглашенный профессор университета г. Ольборга (Дания) в 2010-2012 гг. Член Европейского общества историков гуманитарных наук (European Society for History of Human Sciences). Член редколлегии журнала Asian Social Science и ревьюер журнала Psychological Reports.