И.А.Балова: В соответствии с проектом готовящихся приказов директор института химии СПбГУ, а я хочу подчеркнуть, что через него и соответствующий коллектив, получит в свои руки как ответственность за основную деятельность – научную и образовательную, так и возможность координировать обеспечение этой работы. В частности, в перечень прав, которыми наделяется директор института, включены такие, как определение приоритетов при планировании закупок расходных материалов и оборудования, учебной и научной литературы, ремонтов, формирование сметы расходов на обеспечение потребностей в области химии. Директор института будет также иметь полномочия представлять СПбГУ перед третьими лицами.
Сейчас как декан, в соответствии с дополнительным соглашением, я имею достаточно большой круг обязанностей, в частности, руковожу ученым советом факультета, организую работу учебно-методической и научной комиссий, формирую предложения по кадровым вопросам и к условиям трудовых договоров, по распределению стимулирующих выплат. Однако сейчас я могу только направить свои предложения, окончательное решение по этим вопросам принимает, как правило, проректор по направлениям. Другой пример: я ежегодно направляю предложения по составу и кандидатурам руководителей учебно-методической и научной комиссий первому проректору по учебной и научной работе, который имеет право согласиться или не согласиться с моими предложениями. При изменении статуса декана на статус директора, в соответствии с обсужденным проектом полномочий, именно директор института будет иметь возможность устанавливать стимулирующие выплаты работникам института, утверждать составы комиссий института, вырабатывать требования к кандидатам на должности, условиям трудовых договоров. Декан факультета и сейчас отвечает за качество научно-педагогической работы коллектива, но практически не имеет или имеет очень ограниченные рычаги влияния. У директора Института, а следовательно, и у коллектива эти реальные рычаги появляются.
А какие «привычные» уже обязанности декана сохранятся и у человека в должности директора института химии?
И.А.Балова: Большинство моих обязанностей как декана сохранятся и у директора института. Среди этих обязанностей, в первую очередь, задача постоянного взаимодействия с коллективом сотрудников и со студентами. Обязанность вести регулярный прием граждан, проводить еженедельные встречи со студенческим советом, проводить встречи с претендентами на должности научно-педагогических работников института. Считаю, что закрепление этих обязанностей в должностной инструкции директора, как раз и обеспечивает постоянную связь между директором института, членами коллектива и студентами. Хочу отметить, что с предоставляемыми директору правами путь принятия решений по большинству вопросов существенно сократится.
Например, в части сопровождения учебно-методической и учебной работы в сфере ответственности директора института останутся задачи по формированию государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий. Правда, теперь и право утверждения их состава будет принадлежать директору института, а не выходить на уровень проректора. Для обсуждения сложных моментов жизни и развитии коллектива, для сопровождения иных вопросов директор вправе формировать совещательные органы, запрашивать и получать необходимые сведения от должностных лиц Университета.
В обязанности директора института по-прежнему будет входить стоящая перед деканами задача по привлечению средств в фонд целевого капитала «Развитие СПбГУ» для обеспечения учебной и научной работы в области химии. При этом директор, в рамках своих прав, сможет более четко и полно контролировать целесообразность расходования привлеченных средств, а соответственно повышается и доверие со стороны потенциальных благотворителей как к работе по привлечению средств самим директором, так и другими членами коллектива.
Решение о создании института предварительно обсуждалось в коллективе химиков, и я искренне считаю, что в сложившихся условиях принятое нами решение о создании Института химии СПбГУ позволит нам эффективнее развивать научные исследования и учебные программы. Крайне важно, что это позволит обеспечить как заметное повышение позиций университетской химической науки в мире, так и достижение показателей программы развития СПбГУ.