Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Итоги конференции с международным участием «Больной в общей врачебной практике. Новый вызов для семейного врача»

В СЗГМУ им. И.И. Мечникова с 23 по 24 октября прошла конференция, посвященная проблемам бронхо-обструктивных заболеваний, в частности хронической обструктивной болезни легких, которая по прогнозам экспертов может скоро стать четвертой в ряду причин смертности населения на нашей планете.

Поводом для проведения этого мероприятия явились  результаты пилотирования проекта RESPECT, который реализуется в Санкт-Петербурге  в рамках сотрудничества Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова и Католического университета Левена (Бельгия), а в Архангельске аналогичный проект проводится с участием Северного государственного медицинского университета.

Открыл конференцию проректор по науке и международной деятельности д.м.н А.В. Силин, который подчеркнул важность международной кооперации  при решении важных научных задач.

Главным выводом, который прозвучал как в докладе профессора О.Ю. Кузнецовой (зав. кафедрой семейной медицины), так и доцента Е.А. Андреевой (кафедра семейной медицины Северного университета), являлось то, что истинная распространенность ХОБЛ намного превышает те данные, которые предоставляются официальной статистикой. Таким образом, прогноз экспертов Российского респираторного общества о распространенности этого заболевания, которая достигает 10% (по официальным данным Минздрава в 2006 г. этот показатель составил 1,7%) был подтвержден.

Программа первого дня конференции была посвящена различным проблемам респираторных заболеваний. Профессор Я. Дегризе (Католический университет Левена) обратил внимание аудитории на основные факторы риска развития ХОБЛ и обозначил те вопросы, которые могут встать перед исследователями. Он подчеркнул, что истинную распространенность заболевания можно получить только на случайной выборке населения, те в популяции людей «с улицы», а не тех пациентов, которые обращаются за помощью к врачу.

В докладе доцента М.А. Похазниковой (кафедра семейной медицины) были приведены данные о современных подходах к трактовке показателей спирографии, без этого метода выявить характер бронхообструктивных заболеваний не представляется невозможным. В связи с этим она подчеркнула важность обучения врачей общей практики данному методу и остановилась на оценке спирографического исследования, проведенного врачами, обученными на курсе дистанционного обучения на кафедре семейной медицины.

Другие доклады были посвящены современным аспектам лечения ХОБЛ (доцент кафедры семейной медицины И.Е. Моисеева), особенностях ведения больных бронхиальной астмой (доцент кафедры пульмонологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова Г.Р. Сергеева), а также тактике врача первичного звена здравоохранения при диссеменированных заболеваниях легких (доцент кафедры пульмонологии СПб ГМУ им. И.И. Павлова Л.Н. Новикова), а также особенностям ведения больных с коморбидными состояниями ( профессор кафедры терапии им. Э.Э. Эйхвальда С.В. Столов). Необходимо отметить, что сопредседатель  профессор, почетный доктор нашего университета Л.Дж. Соусгейт внесла оживление  своими вопросами и комментариями, чему в немалой степени способствовал блестящий перевод д.м.н. С.Л. Плавинского (заведующий кафедрой педагогики, философии и права).

Программа второго дня конференции была посвящена различным вопросам преподавания как на додипломном,  так и на последипломном уровне. Выделение этой темы в рамках конференции было задумано не случайно. Учитывая, что первым этапом реализации проекта RESPECT стало обучение врачей методу спирометрии, который является ведущим в диагностике бронхообструктивных заболеваний,  представлялось очень важным обсудить различные вопросы преподавания, включая дистанционное обучение и отработку практических навыков.

В докладе д.м.н.С.Л. Плавинского  был изложен анализ всех современных образовательных технологий, включая использование метода портфолио при обучении клинических ординаторов. Поскольку этот метод еще не нашел широкого применения на кафедрах университета, участники конференции в рамках дискуссии  использовали возможность обсудить эту проблему с проректором по учебной работе профессором А.М. Лила.

Различным подходам к организации дистанционного обучения были посвящены доклады наших зарубежных коллег: профессора Дж. Джогерста ( университет Айовы, США) и профессора Я. Дегризе (Католический университет Левена, Бельгия). Каждый доклад был по-своему интересен и привлек внимание аудитории.

Профессор Дж. Джогерст продемонстрировал  возможности использования виртуальных больных как элемент дистанционной подготовки, а профессор Я. Дегризе обратил внимание на то, что современная модель дистанционного обучения позволяет использовать разнообразные методологии активного обучения, что делает его интересным как для студентов, так и для врачей.

Опыт дистанционного обучения на кафедре лабораторной диагностики, продемонстрированный  доцентом В.А. Зиминой (кафедра лабораторной диагностики СЗГМУ им. И.И. Мечникова)  привлек внимание наших иностранных коллег. Дистанционному методу обучения спирометрии был посвящен доклад доцента М.А. Похазниковой. Интересно, что эффективность обучения на этом курсе была проанализирована как с помощью анкетирования, направленного на детальное изучение того, какие разделы курса были наиболее эффективными  для слушателей (доклад профессора  кафедры семейной медицины Е.В. Фроловой), так и с помощью интервью участников образовательного процесса, продемонстрированного в виде видеоролика в рамках презентации  доцента кафедры семейной медицины Северного ГМУ  Е.А. Андреевой.

Оригинальный взгляд на обучение студентов процессу диагностики  отразил в своем докладе профессор Дж. Бергус (университет Айовы, США). Обучение студентов системному подходу к анализу симптомов, выстраивание логики клинического мышления оказалось чрезвычайно интересным. На современных методах оценки знаний и навыков остановилась профессор Л. Соусгейт (Университет Лондона, Великобритания). Она подчеркнула, что сегодня оценка не сводится только к ответам на тесты и проверке практических навыков. Студента или клинического  ординатора должны оценить его наставники, медицинские сестры, его коллеги. Профессор Л. Соусгейт в качестве примера разносторонней оценки деятельности врача привела эпизод, связанный с неправильным сообщением пациенту плохого  прогноза, описанный в портфолио одного из студентов и привлекла аудиторию к обсуждению этого случая.

Интересный  доклад был сделан  К. Верслипом (Католический университет, Бельгия), в котором была изложена история создания центра по отработке практических навыков для студентов. Интересно, что к обучению привлекаются сами студенты,  после прохождения специального трейнинга. Это позволяет проводить занятия ежедневно с 8 утра до 10 вечера в 20 учебных комнатах, оснащенных  соответствующим оборудованием, что позволяет воссоздать условия работы в операционной, либо в палате. Кроме того, был продемонстрирован  набор различных манекенов, позволяющих проводить  манипуляции в соответствие с программой обучения на каждом курсе.

На встрече с ректором университета д.м.н. О.Г. Хурцилава были намечены планы для дальнейшего сотрудничества с нашими иностранными гостями. Необходимо отметить, что с профессорами Л. Соусгейт, Дж. Джогерстом наш университет связывают долгосрочные проекты, которые начинались еще в 90-е годы и были посвящены становлению преподавания семейной медицины. Сотрудничество с Католическим университетом Левена не ограничивается реализацией проекта RESPECT, профессор Я. Дегризе является идеологом и другого проекта кафедры семейной медицины, посвященного изучению процессов старения. Важно отметить, что наши иностранные партнеры, которые являются экспертами в своей области, готовы продолжать сотрудничество и делиться новыми образовательными технологиями. Это очень важно для нашего молодого учреждения, миссией  которого стала подготовка специалиста на всех этапах медицинского образования -  от первого курса до  последипломной подготовки.

вуз: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Санкт-Петербурга: