Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Исполняется 89 лет выдающемуся художнику Григорию Даниловичу Ястребенецкому, автору большинства скульптур на Аллее Славы СПбГУП

29 октября исполняется 89 лет выдающемуся художнику Григорию Даниловичу Ястребенецкому, автору большинства скульптур на Аллее Славы СПбГУП

Ястребенецкий Григорий Данилович - художник-скульптор. Родился в г.Баку. Окончил скульптурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в 1951 г. Автор 22 памятников, в основном посвященных войне, среди них — серии "Мои однополчане", "Офицеры 41-го года". Автор ряда памятников и рельефов, установленных в городах Германии, скульптурных портретов деятелей искусства, мемориальной доски Леониду Утесову в Санкт-Петербурге. Представлен своими работами в крупнейших российских (в том числе портретом Юрия Темирканова в Третьяковской галерее) и зарубежных музеях. Член Союза художников России (1952). Народный художник РФ. Заслуженный деятель культуры Польши. Лауреат премии Мартина Андерсена Нексе (Германия). Удостоен золотой медали им. М. Б. Грекова за произведения о войне. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны I степени, другими орденами и 14 медалями. Женат, имеет сына.

К известному петербургскому скульптору, народному художнику России Григорию Ястребенецкому в Гуманитарном университете профсоюзов отношение особое: Григорий Данилович – автор большинства бюстов на университетской Аллее славы. Фронтовик, прошедший войну, от звонка до звонка, он всем своим творчеством – скульптура, живопись, литература – дает новым поколениям образец оптимизма и жизнелюбия.

Довоенное
Семья будущего скульптора к искусству отношения не имела, более того – ни мать, ни отец абсолютно не умели рисовать. Родился Григорий 29 октября 1923 года в Баку – родители переехали туда из голодного Ленинграда. По семейной легенде, мальчик начал рисовать в три года, и почему-то сразу именно войну. А когда немного подрос, его отдали учиться живописи у одной художницы. Она оказалась абстракционисткой, поэтому и ее ученик в детстве был, как сам признается, «жутким абстракционистом». И позже в художественной школе в Ленинграде, куда при первой же возможности вернулась его семья, ужасал преподавателей. Правда, один из них, известный дореволюционный художник Альфред Эберлинг, как раз с пониманием относился к экспериментам ученика. Но другие, в основном, спрашивали: «Почему ты голубое делаешь красным?» Тринадцатилетний мальчик отвечал нахально: «Я так вижу!» Но талант был очевиден, и потом, учась в обычной школе, Гриша Ястребенецкий поступил в Среднюю художественную школу при Академии наук.

Буква алфавита
О войне писали много и здорово. Если бы я мог написать о войне не как солдат, каким я был, а с точки зрения скульптора, возможно, это бы и представляло какой-нибудь интерес. Но во время войны я не ощущал себя скульптором…(Из автобиографической книги Григория Ястребенецкого «Интервью с самим собой»)
В конце мая 1941 года Григорий окончил школу, а 22 июня началась война.
– 3 июля я уже был в армии, – рассказывает художник. – Поначалу мы пошли добровольцами, но меня не взяли – 18 лет не было, а потом все же пришла повестка, чтобы я явился в добровольческий комсомольский отряд. Вместе с двумя товарищами из моего класса прошел медкомиссию. Формировался отряд, который должны были отправить в Ельню, в школу политсостава. Требовалось 100 человек, а я оказался в общем алфавитном списке 101-м или 102-м, фамилия-то на букву «я». Мои одноклассники попали в эту школу в Ельне, и буквально через три недели погибли. А я оказался в запасном зенитном полку, который базировался здесь, в Ленинграде, на Рузовской улице. Всю блокаду пробыл в городе, чуть не умер от голода. На фронте можно было раздобыть картошку, да и паек был больше, а нам давали 125 граммов сухарей. В госпиталь я попал уже с дистрофией 2-й степени. Палата была человек на пятнадцать, все лежали на носилках. За ночь три-четыре человека умирали – нужно было усиленное питание, а где его взять! Когда выписался из госпиталя, попал опять же на Ленинградский фронт – в дивизион аэростатов артиллерийского наблюдения. Мы поднимались в воздух, вели наблюдение, откуда стреляли немцы…
– Это было очень опасно?
– Как вам сказать… В сам аэростат попасть просто, он большой, и в первые же две минуты его пробивали. Пробитый аэростат медленно опускался на землю, и всё. А корзина маленькая, в нее не попадешь. Под Нарвой меня ранило, но на земле. У меня было не очень тяжелое ранение, после госпиталя продолжать воевать на Ленинградском фронте.
Война научила меня многому:
– спать у костра зимой, свернувшись калачиком и спиной к огню, чтобы лучше сохранять тепло;
– пить неразбавленный спирт, запивая глотком соды или просто побросав немного снега в рот;
– не пригибаться к земле во время артобстрела;
– не спать сутками и не есть горячей пищи неделями;
– беспрекословно выполнять дурацкие, а иногда и невыполнимые приказы командира отделения;
– чистить зубы и умываться до пояса одной кружкой воды;
– не падать на землю, когда рядом неожиданно выстрелит зенитная пушка;
– не замерзать до смерти, стоя на часах, при тридцатиградусном морозе;
– складывать свои вещи перед сном, если удастся переспать в помещении, таким образом, чтобы при артобстреле или бомбежке сразу найти сапоги, схватить шинель и пистолет (эта привычка сохранилась у меня до сих пор: я точно знаю, куда перед сном я поставил свои тапки и куда положил халат).
И, самое главное, – война научила меня ненавидеть войну. (Из книги «Интервью с самим собой»)
– Мы жили на Невском, напротив Строгановского дворца. Отец работал в госпитале, мать – там же, в библиотеке. В квартире почти никогда никого не было, и хорошо: все осколки попадали именно в наши окна, потому что снаряды рвались на крыше Строгановского дворца. Стекол целых не осталось, и книги на полках были пробиты осколками. Но когда я еще ходил домой, я видел, как эвакуировали картины из Эрмитажа.
Отцу моей жены должны были дать броню – он работал на военном заводе. Но у него фамилия на букву «ш» – тоже конец алфавита. И до него не дошли. На фронте он пропал без вести. Моя жена и теща долго искали его, но никаких сведений не было. Потом, много лет спустя, когда подняли немецкие архивы, все же пришел ответ, что он умер от голода в 1943 году в концлагере в Нойдорфе. Так буква в конце алфавита одного человека спасла, а другого погубила.

Друзья, враги и… переводчики
Войну Григорий Ястребенецкий закончил в Литве, в Мажейкяе.
– 8 мая мы о Победе еще не знали ничего. Вижу – на дороге машина с немецким генералом, а сзади наши солдаты. Потом во двор, где стояла наша часть, въехала машина, и из ее вылезли двое немцев – молодые симпатичные ребята. И стали расспрашивать меня, как им проехать в другой город. Я немецкий в школе учил, знал его довольно прилично, и стал им объяснять. Поговорили немного. Я служил в дивизионе аэростатов артиллерийского наблюдения, а они в арт-инструментальной разведке, то есть занимались тем же самым, только с земли: я корректировал огонь по немецким целям, а они – по нашим. Казалось бы, враги – дальше некуда. Но никакого ощущения вражды не было. Я даже для наглядности принес карту и показал им маршрут. Потом только подумал: ужас, если бы увидел кто – сразу под трибунал!
На следующий день меня вызвал начальник штаба: надо было немецкого генерала допрашивать, а переводчика не было. Но я-то знаю разговорный язык-то, а вот военные термины… Наш генерал стал задавать вопросы, меня просят перевести, а я и по-русски плохо понимаю, о чем он говорит. Я же не был офицером, сержант – военную науку до тонкостей не знал. Кстати, для начала я обескуражил генерала, неправильно употребив слово «раздевайтесь»: по-немецки есть два глагола – один в смысле пальто снять, а другой… полностью. А генерал был надменный такой, в глазу монокль. Потом пришел настоящий переводчик, но грузин: у него был такой акцент, что генерал тоже с трудом его понимал.

Памяти павших
Еще до демобилизации Григорий поступил в ЛГУ на юридический факультет – там можно было учиться заочно. Полтора курса проучился, а потом подал заявление в Институт имени И.Е.Репина Академии Художеств СССР на скульптурный факультет.
– Первые мои работы были посвящены войне, – рассказывает скульптор. – Создавая композиции на военную тему, старался всегда в них изобразить себя. Это типично для художников, которые прошли войну, потому что война – самое большое потрясение в жизни. Потом мне удалось сделать памятники на Зеленом поясе славы. Кстати, это была идея поэта Михаила Дудина, но почему-то об этом никто не помнит.
– Вы его знали?
– Да он жил в соседнем доме! Однажды мы с художником Владимиром Ветрогонским решили устроить совместную выставку, посвященную войне, – вместе учились, и он тоже воевал. Сделали – у него графика, у меня скульптура, и я попросил Мишу написать небольшой текст для буклета. Он говорит: «Приходи ко мне, расскажи хоть что-нибудь». Я пришел, рассказал, вернулся домой, и через довольно короткое время раздается телефонный звонок: «Слушай, милай, – у Миши был очень забавный выговор, – я уже все написал».
Памятник пограничнику Анатолию Бредову в Мурманске – это четырехметровая фигура воина с гранатой в поднятой руке. Когда мы устанавливали памятник, к нам подошли двое мужчин в штатском, показали удостоверение и сказали, что Бредов замахивается гранатой на НКВД, которое находится напротив, и потребовали, чтобы мы развернули фигуру в другую сторону.
Теперь Бредов бросает гранату в гастроном. (Из книги «Интервью с самим собой»)
Григорий Ястребенецкий – автор памятников на линии обороны Ленинграда: памятника «Безымянная высота» на Ивановских порогах, мемориала в крепости «Орешек» под Шлиссельбургом. Его памятники, посвященные войне, установлены в Пензе, Мурманске, Караганде, городах Вятские Поляны и Тара. Недавно в Сологубовке, под Ленинградом, открылось самое большое кладбище немецких солдат. Немецкий скульптор сделал фигуру, посвященную немцам, а Григория Ястребенецкого попросили сделать памятник всем павшим.
– В советское время довольно много ставилось так называемых типовых памятников погибшим воинам: одинаковые солдаты, крашенные серебрянкой…
– А то и просто белой краской. Эти памятники были временными: невозможно же сразу в стольких местах ставить высокохудожественные скульптуры. А вот когда проходили десятилетия, а их все не заменяли, это, конечно, стало раздражать.
Во время войны я даже представить не мог, что буду спокойно ходить по улицам Германии, да еще буду там памятники ставить. (В. И. Ленину в Дрездене, канцлерам Аденауэру и Вилли Брандту в городе Гревенбройх близ Дюссельдорфа, советским воинам, погибшим в концентрационном лагере под Гамбургом – Т.К.). Меня поразило кладбище погибших в концентрационном лагере. Там были заключенные всех национальностей, и всем стояли памятники, а памятника нашим узникам почему-то не было. И еще: все могилы были индивидуальными, на каждой мраморная табличка с именем и датой гибели. Не то, что у нас.
– Раньше любой наш школьник знал о войне довольно много. А сейчас войну, мягко говоря, подзабыли…
– Отчасти мы в этом сами виноваты. Мы забываем о том, что надо молодому поколению что-то рассказывать.
– Помню, ветераны приходили в школы. Вы ходили?
– Конечно. И во Дворце пионеров выступал, и в школах. Однажды, было это в начале 1960-х, пошел я в школу к моему сыну. Был у меня киноаппарат «АК-8», немецкий, и решил я эту встречу с детьми снять на пленку. Выступал, рассказывал о войне, об искусстве – как мне казалось, много и интересно, а потом говорю: «Если есть вопросы, задавайте». Вопросов было два: «Где вы купили этот аппарат?» и «Сколько зарабатывает скульптор?» (смеется). А сейчас даже мальчишки в войну не играют. Нет ни интереса, ни знаний.
– Сейчас пытаются наверстать упущенное, снимают новые фильмы о войне…
– В них очень много фальши. Посмотрите, как в этих фильмах солдаты одеты: в наглаженных гимнастерках с иголочки! У человека, который воевал, это вызывает лишь раздражение…
Григорий Данилович Ястребенецкий награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", немецким орденом "За заслуги перед Отечеством" (в серебре), Рыцарским Крестом ордена "За заслуги" Республики Польша, другими наградами СССР и иностранных государств. Отмечен золотой медалью имени Грекова.

Чтобы плыть в революцию дальше
В советское время не было, пожалуй, ни одного крупного скульптора, ни разу не изваявшего вождя мирового пролетариата: «В то время все делали памятники Ленину, – рассказывает Григорий Ястребенецкий. – Мы друг у друга даже не спрашивали «Кому ты делаешь памятник?», спрашивали только «В какой город?». Не одну такую скульптуру сделал и я. Например, в Чебоксарах придумал, что Ленин будет спускаться по лестнице, заложив руки за спину. А местное начальство говорит: «Нет, Ленин должен стоять, протянув руку вперед!» Спасибо, нашелся хороший мужик в управлении культуры, бывший режиссер. Он стал своих уговаривать: «Пускай сделает, как задумано, чтобы у нас было не так, как везде». И мы добились своего, правда, на ступеньки зачем-то поставили кубик, так что Ленин неизвестно куда шагает (смеется)».
Скульптор признается, что самую большую в своей жизни благодарность заслужил… за весьма посредственную, на его взгляд, мемориальную доску с изображением Ленина. Но в доме находилась пивная, и местные жители от этого очень страдали. А после установки мемориальной доски райком партии распорядился пивную закрыть, к вящей радости обитателей дома.
Отношение к Ленину в эпоху застоя было сложным – вроде бы широкой волной шли шутки и анекдоты, но и пропаганде люди верили – верили, что Ленин был добрым и необыкновенным.
– Я поставил огромный гранитный памятник в Дрездене: там три фигуры, Ленин, рот-фронтовец и современный рабочий. Ленин, кстати, никогда не был в Дрездене. Идея памятника возникла у местного руководства – Ленинград и Дрезден были городами-побратимами. Я был в Дрездене в командировке от Союза художников, должен был вылепить чей-нибудь портрет. Поскольку работаю я быстро, вылепил не один портрет, а пять. После открытия небольшой выставки вечером мы пошли в ресторан, и за столом мне предложили сделать памятник Ленину. Я воспринял это как шутку. Через какое-то время получаю телеграмму: просят приехать с проектом. Шесть лет я работал над этим памятником.
– А сейчас с ним что?
– Сейчас его разобрали. Когда рухнула социалистическая система, памятники Ленину в Германии стали демонтировать. В Берлине был большой памятник, работы Томского, его убрали. Дрезденский памятник собирались разложить по частям на площади – это должно было символизировать крах ленинских идей. А потом приехал из Баварии какой-то фабрикант и сказал, что влюбился в этот памятник и хочет увезти его к себе в городок. Памятник-то ему отдали бесплатно, но его пришлось разрезать и за транспортировку заплатить 200 тысяч марок. Я когда с ним встретился, сказал: «Эх, заплатили бы вы мне 200 тысяч марок, я бы вам новый памятник сделал!» (смеется). Привез и поставил у себя. Потом он умер. К его сыну приехал молодой скульптор-концептуалист – тот, что предлагал разложить памятник на площади по частям. Он придумал проект «Ленин в пути»: поставил торсы на грузовик и стал возить по Европе. Меня все уговаривал приехать, а я не хотел: в качестве кого я там буду? Но когда этот скульптор оказался в Дрездене, он уговорил-таки меня приехать. Было забавно: собрался народ, стали спрашивать, зачем вообще памятник убрали – привыкли они к нему. А потом проект закончился, и памятник вернулся в ту немецкую глушь.
       
Постперестроечное
Героями произведений Григория Ястребенецкого стали около 260 художников, артистов, писателей, композиторов, государственных и политических деятелей. Среди них Генрих Гейне, Юрий Темирканов, Даниил Гранин, Андрей Петров и многие другие. За годы творчества Григорий Данилович создал более 50 памятников, около 30 мемориальных досок, более 60 надгробий. Скульптор – автор мемориальных досок многим выдающимся деятелям прошлого и современности, в том числе в Петербурге – Леониду Собинову, Льву Толстому, Сергею Витте, Дмитрию Лихачеву, Леониду Утесову, Михаилу Дудину и другим. Произведения скульптора находятся в 38 российских музеях, в музеях Бонна, Берлина, Дюссельдорфа, Дрездена, частных собраниях России, Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, США.
Григорий Данилович – действительный член Российской академии художеств, член Петербургского президиума Российской академии художеств, член градостроительного и художественного советов Санкт-Петербурга.
Самая короткая и грустная телеграмма, которую я когда-либо получал, пришла из Москвы от архитектора Вильнера, с которым мы полгода назад выполнили большую работу для сельскохозяйственной выставки: «Сих пор ни копейки». (Из книги «Интервью с самим собой»)
– В перестроечное время было трудно?
– Я трезво оценивал ситуацию, для меня потрясения никакого не было. Многих моих знакомых в сталинское время сажали, отца посадили – правда, ненадолго. В материальном плане… какое-то время заказов не было, а потом мне предложили в Строгановском дворце отреставрировать гипсового льва. Я никогда не лепил животных, поэтому работать было очень интересно. Многие работы я делаю бесплатно. Первым сделал бесплатно памятник Димитру Благоеву – здесь, на Петроградской стороне. Болгары попросили. Через некоторое время поляки попросили сделать памятник Мицкевичу – он стоит в Графском переулке рядом со школой, где я учился. Я – заслуженный деятель культуры Польши, отказаться было неудобно. Был юбилейный год Мицкевича, а следующий год – год Гете. Тогдашний губернатор Владимир Анатольевич Яковлев обратился к председателю комитета по культуре, – хорошо бы у нас в городе появился памятник Гете. Тот сказал: «Пусть Ястребенецкий сделает – он делает хорошо и даром». А потом оказалось, что немцы уже заказали бюст Лазареву, и уже заплатили деньги. Так бюст у меня в мастерской и стоит. Вроде собирались поставить в деревне Нойдорф под Стрельной, но пока дело не движется. Конечно, я делал мемориальные доски своим друзьям. Неловко брать за это деньги. Я работаю для удовольствия: вот Аллея почетных докторов в Университете профсоюзов – мои друзья или люди мне интересные. За длинным рублем не гонюсь: как академик я получаю стипендию от Академии художеств, и как участник войны довольно большую пенсию. Нам хватает. Сын Александр живет в Москве и занимается дизайном интерьеров. Старший внук Данила – студент, младшие, Арсений и Софья, еще маленькие. Да и не в деньгах счастье!

Татьяна КИРИЛЛИНА, ИД «Вечерний Петербург»

вуз: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Читать еще: Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?
Новости других учебных заведений Санкт-Петербурга:
  • 28.12 В СПбГЭУ увековечат память о герое СВО, студенте Федоре Лукине
    Санкт-Петербургский государственный экономический университет

    25 декабря на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургского государственного экономического университета было принято решение о присвоении одной из учебных аудиторий имени героя СВО Федора Лукина, вып...

  • 25.12 СПбГЭУ наградил волонтеров памятными медалями Всемирного фестиваля молодежи – 2024
    Санкт-Петербургский государственный экономический университет

    25 декабря 2024 года по поручению Президента Российской Федерации в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете состоялось торжественное вручение памятных медалей волонтерам Всемирн...

  • 23.12 Гала-концерт Российско-Китайского студенческого фестиваля искусств
    Санкт-Петербургский государственный экономический университет

    Санкт-Петербургский государственный экономический университет провел гала-концерт, завершающий Российско-Китайский студенческий фестиваль искусств 2024 года, посвященный 75-летию установления дипломат...

  • 23.12 Собрание профильных ассоциаций университетов России и Китая
    Санкт-Петербургский государственный экономический университет

    18 декабря в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете состоялось собрание профильных ассоциаций университетов России и Китая. Представители секретариатов всех созданных на сегодн...

  • 20.12 Собрание профильных ассоциаций университетов России и Китая
    Санкт-Петербургский государственный экономический университет

    18 декабря в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете состоялось собрание профильных ассоциаций университетов России и Китая. Представители секретариатов всех созданных на сегодн...