Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Лесопатолог, поводырь и строитель – какие роботы представят Россию на World Robots Olympiad в Коста-Рике

Школьная команда робототехников из Университета ИТМО прошла в финал Международной олимпиады роботов, которая состоится в ноябре в Коста-Рике. Главная тема соревнований этого года – устойчивое развитие в экологической, экономической и социальной сферах. Так, школьная сборная первого неклассического вуза покажет всему миру своего робота Forester, который может в автоматическом режиме следить за экологическим состоянием лесов. Кроме «лесника», в Коста-Рику отправятся еще три российских робота.
О соревнованиях
Международная олимпиада роботов (World Robots Olympiad) проводится с 2004 года. Это соревнования роботов, собранных из LEGO Mindstorm, в трех категориях: основной, творческой и среди роботов-футболистов. Сегодня в региональных и финальных этапах соревнований участвует уже около 20 тысяч команд из почти 60 стран. Каждый год роботов-участников объединяет определенная тема. В этом году роботы должны показать, каким образом они могут способствовать устойчивому развитию нашей планеты. Перед ними стоят вызовы по развитию экологического туризма, альтернативных источников энергии, а также по погашению углеродного следа (сокращение выбросов CO2).
Чтобы попасть в финал, команды проходят этапы регионального отбора. Так, в июне школьная сборная из творческой лаборатории робототехники при мегафакультете компьютерных технологий и управления стала победителем на Всероссийской робототехнической олимпиады с проектом Forester в творческой категории в старшей возрастной группе. В состав сборной вошли школьники Глеб Загарских (гимназия №116), Даниил Нечаев (ГФМЛ №30)  и Максим Михайлов (ФМЛ №239) под руководством тренеров Игоря Лосицкого и Евгения Заварина. Все робототехники учатся в разных школах Санкт-Петербурга, Даниил Нечаев ранее уже участвовал в WRO, Максим Михайлов присоединился к команде только год назад, но продемонстрировал хорошие навыки, отметил тренер.

Однако для того, чтобы попасть в состав общероссийской сборной, команды, которые участвовали во Всероссийской олимпиаде, должны были еще пройти дистанционный отбор. Всего в отборе приняли участие 12 команд из 10 регионов России. Они должны были предоставить описание проекта, видеозапись защиты проекта на русском и английском языках.
«Для команд на международных соревнованиях очень важно грамотно и понятно рассказать жюри о работе робота на английском языке, продемонстрировать его функции. На это отводится пять минут. Необходимо, чтобы судьи могли легко вникнуть в особенности робота, понять, насколько он соответствует заявленной тематике соревнований. Затем ребята отвечают на вопросы жюри. Сам робот находится в специальной выставочной зоне, где созданы все условия для его нормальной работы. Мероприятие проходит в формате открытой для публики выставки», – прокомментировал сотрудник кафедры систем управления и информатики Игорь Лосицкий.
О Forester
Шагающий и ездящий робот Forester, или «робот-лесопатолог», следит за состоянием леса, выполняя функции десятков лесников: он собирает всю актуальную информацию о состоянии деревьев, определяет участки, нуждающиеся в санитарной вырубке, и даже предупреждает лесные пожары.

На местности робот будет работать следующим образом: квадрокоптер будет доставлять его до того участка леса, где необходимо произвести анализ, затем робот, отцепившись от аппарата, будет начинать исследование. Благодаря закрепленной на роботе камере, он с помощью специальных алгоритмов будет понимать, насколько далеко продвинулся от точки высадки. Датчики также помогут точно измерить расстояние до объекта и определить, где находится дерево, что это за дерево, а также в каком состоянии оно находится.
До Всероссийского отборочного этапа WRO робот участвовал в городских соревнованиях. За все это время робот претерпел несколько трансформаций. Так, на конкурсе в Санкт-Петербурге он еще не умел ходить, а только ездил. К общероссийским соревнованиям «лесопатолог» научился и шагать. К международной же выставке-смотру Forester обзавелся «мозгами».
«Ребята написали для робота нейросеть, благодаря которой он может определять вид дерева. Раньше мы это делали более примитивными, не очень надежными методами. Также мы улучшили конструкцию модели, отладили все механизмы», – рассказал Игорь Лосицкий.
Он подчеркнул, что всю работу по наладке и созданию робота школьники проводят самостоятельно, а он как тренер может только давать им советы и направлять в нужную сторону.

Другие российские команды на WRO
Кроме робота-лесопатолога в финал международных соревнований поедут еще три российских робота. Команда президентского физико-математического лицея №239 BuilderBot привезет в Коста-Рику «Робота-строителя». Это автоматизированная система, которая состоит из робота-строителя с подъемным механизмом и манипулятором, а также робота-погрузчика, у которого есть конвейер и манипулятор с тремя степенями свободы для погрузки квартирных блоков на вагоны поезда. С помощью такой системы можно собирать дома. Система работает с помощью компьютерного зрения, благодаря которому робот ориентируется в пространстве, определяет место установки блока, проверяет качество установки.
По словам тренера сборной ФМЛ №239, Сергея Филиппова, конкуренция на всероссийском отборочном этапе WRO была серьезная, так как в России сейчас есть много школьных команд по робототехнике, которые создают роботов именно для творческой категории конкурса.
«Преимущества нашего проекта в том, что в автономном режиме игрушечные здания возводятся практически "под ключ". Это полезно, эффективно и в чем-то просто красиво. Хотя в процессе отбора мы не особо обращали внимание на внешнее оформление проекта, при подготовке к WRO придется серьезно заняться этим вопросом», – подчеркнул он.

Также финалистом WRO стала команда из нижегородского лицея №82 с проектом «Мир равных возможностей». Это система покупок для инвалидов и пожилых людей, которые не видят. Комплекс состоит из мобильного робота-поводыря, сети стеллажей и центрального сервера. Покупатель может передвигаться по магазину, сидя на роботе-поводыре или держа его за трость. Взаимодействие с роботом-поводырем осуществляется с помощью голосового интерфейса: покупатель может сказать название отдела или выбранный товар. Если робот не смог распознать фразу покупателя три раза, тогда робот проигрывает названия отделов или товаров и покупатель выбирает нужное с помощью кнопок на пульте. После выбора отдела система управления робота-поводыря запрашивает у центрального сервера кратчайший путь движения робота. Сервер кодирует этот путь и отсылает полученный код системе управления роботом.
Кроме того, на Всемирную олимпиаду роботов отправится и команда из московской школы № 354 им. Д.М. Карбышева с проектом «Rustechno». 
 
Наталья Блинникова
Редакция новостного портала
вуз: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?